Форум » Авторский раздел АСТАНСКИЙ Ю.А. » Немного воспоминаний о старом нашем Красноводске. » Ответить

Немного воспоминаний о старом нашем Красноводске.

Астанский Ю.А.: Лека, с вашей "подачи" решил сделать такую рубрику и скопировать сюда свои первые сообщения в интернет в Форум "Моя Туркмения" о старом Красноводске.Потом нашел Этот Форум,который мне ближе,а на два форума времени не хватало.Но может сейчас смогу что-то добавить к сказаному.

Ответов - 155, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Астанский Ю.А.: Отправлено: 24.09.05 21:28. Заголовок: Re: пих-пах слово чисто красноводскне.на зиму прибывали перекантоваться бомжи с разных городов Союза (слова бомж тогда еще не было).Они ночевали на паровых трубах,где из дыр вырывавшийся пар издавал звук пих-пах,отсюда и пошло это название Отправлено: 26.09.05 15:51. Заголовок: О памятнике первой русской экспедиции На острове Кизыл-су на кладбище стоит памятник установленный второй русской экспедицией в память первой погибшей (вырезаной) Для информации для тех кому не довелось побывать на этом острове Отправлено: 26.09.05 16:36. Заголовок: О старом(очень старом) Красноводске Я любил современный Красноводск (а знал его еще без Черемушек и с казах-аулом вместо магазина РАССВЕТ) но больше интересовался его историей (хотя я не историк) Хочу рассказать тем кому это будет интересно: В здании физио-терапии,что рядом с к-т Космос была резиденция Уездного начальника,в здании к-т Космос было Городское Собрание,рядом в здании Музыкальной школы- Городская Управа (сейчас всех этих трех зданий уже нет)перед ними вместо знакомого нам Сада пионеров была центральная городская площадь им.генерала Скобелева.Вдоль берега залива тянулась Куропаткинская набережная.Улица Советская носила имя Столетова,ул.Ордженикидзе называлась Большой морской,на месте Дворца нефтянников стоял большой православный Храм,разрушенный ,повидимому,в тридцатые годы. Отправлено: 26.09.05 17:01. Заголовок: Продолжение о старом Красноводске В здании,где сейчас ВнешэкономБанк и в его второй половине,которая была снесена в шестидесятые годы,и на этом месте построен Клуб моряков,находилось Офицерское Собрание.Здание сберкассы на б.ул.Шаумяна и следущее в сторону ВнешэкономБанка были Казначейством.Ул.Петрова называлась до революции Петровская,но уже не вчесть революционера,а в честь царя.В честь царей и великих князей были и улицы Александровская,Николаевская,Михайловская,кажется,Ксеньевская.Ксеньевская потом стала Розой Люксембург,Михайловская затем стала Ворошилова,затем Атабаева,а сейчас Дениз-хана.На ул.Фиолетова были дома купцов,метровые стены и глубокие подвалы позволяли обходиться без холодильников. Отправлено: 29.09.05 23:01. Заголовок: Валерию На просторах Инета есть диназавры помнящие 1969г.-год 100летия Красноводска.Я был в числе приглашенных в ДКН.Туркмения не имела тогда таких возможностей тратить средства,как сейчас,так что праздник прошел скромно. Ворота в Среднюю Азию не уверен,что стоят с дореволюционных времен,но до пуска паромной переправы в этом месте был Морвокзал и единственный пассажирский причал,когда-то и я сошел с трапа теплохода Туркменистан и пройдя через эти ворота оказался в Средней Азии.И остался в Красноводске на долгие годы. Отправлено: 30.09.05 14:55. Заголовок: О воротах в Среднюю Азию Историю ворот в Среднюю Азию я кажется вспомнил точно на них были две даты-1896-1946,т.е. их воздвигли к пятидесятилетию Красноводского морпорта. Отправлено: 30.09.05 15:22. Заголовок: О красноводчанах В красноводске остался на долгие годы-понравились люди и товарищи по работе и вообще горожане.Главная черта г.Красноводска -его интернациональный характер при многонациональном населении.Основное население было-русские,украинцы,армяне,азербайджанцы,казахи,туркмены,татары,немцы и др.(я наверное правильно их перечислил в порядке убывания численности на период 60-70х годов).Всего около 50ти национальностей.В любом доме на торжества собиралась многонациональная компания.Соседи были самых разных национальностей,но всегда были готовы придти на помощь. Отправлено: 30.09.05 16:21. Заголовок: О Красноводских школах. В начале 20-го века красноводчане добивались открытия в городе гимназии.Наконец Добро было получено и на собранные деньги в 1914г.была построена и открыта Прогимназия(так называлась неполная гтмназия.)Это здание стоит на улице Гоголя и сейчас(если смотреть стоя на б.Кирова(азатлык)оно второе от угла по левой сторонею) Там была вечерняя школа,филиал 1-ой школы,потом база для уроков по труду,сейчас турецкая(вторая)школа.А вообще помню то время когда не было 6,11,13школ и самих Черемушек,не было 12 шк. и всего что рядом с ней-новой детской больницы,Туркмен-химстроя,и 3-й участок был концом Географии.Далее шло несколько финских домиков,несколько бараков на Лермонтово.Не было нового хлебо-комбината и авто-заправки рядом,не было кафе ТРИ ПОРОСЕНКА.Говорят нет ее и уже-построили фонтан.Старейшая школа в Красноводске -железнодорожная,работает с двадцатых годов.Почти с первых дней работал в этой школе учителем физкультуры Бабаян Яков Карпович-заслуженный учитель ТССР.Он вел переписку с учениками всех лет,собирал фото-альбомы,Жалко что нет продолжателя,он умер в средине 80-х. Отправлено: 30.09.05 17:13. Заголовок: Re: Художественная школа и Дом пионеров как раз находились в здании бывшего Морвокзала.На втором этаже там был лучший по тем временам ресторан Красноводска.Сейчас в этом здании таможня и какой-то Банк.Авиационный форум недавно нашел и посещаю.Я видел в горархиве фотографии уездного Красноводска выпуска 1912г.На одном из фото видна зелень и карусели где-то в этом же районе,что и нынешняя детская площадка с атракционами. Отправлено: 01.10.05 16:07. Заголовок: О пленных японцах Японцы построили в Красноводске не только Дворец ,но и Тихие дворы-квартал жилых домов для заводчан,они же начали пробивать ущелье для дороги соединяющей аэропорт с городом(заканчивали строительство этой дороги-заключенные).Несколько десятков пленных умерли и захоронены на верху на плато.По моему в конце 80-х японцы поставили на месте захоронений памятник-направо как поднимаешься из ущелья наверх(рядом казахское кладбище) Отправлено: 01.10.05 17:28. Заголовок: нефте-перерабатывающий завод Главное предприятие Красноводска-нефте-перерабатывающий завод вошел в строй в 1943г. за счет монтажа эвакуированного завода из г.Туапсе (между Сочи и Геленджиком).Монтажу помогли поставки запчастей из США (по ленд-лизу,т.е.в долг.)На завод работали и морпорт и аэропорт.После войны все пятилетки шла реконструкция и расширение НПЗ-завод начал выпускать авиационное топливо,кокс для металлургов,стиральный порошок и т.д.Мощную реконструкцию завода производит Независимый Туркменистан со средины 90-х годов.Реконструкция была поручена израильской фирме МЕРХАВ,которая смогла привлечь инвесторов и серьезные фирмы для проведения работ из Германии,Франции,Австрии,Японии,Ирана.Уже выполнены работы на 1,5млрд $. Кроме бензина,дизтоплива,сжижиного газа скоро начнется выпуск смазочных материалов( масел ).Производственные базы фирм разместились вдоль дороги от 1-ой площадки к аэропорту и у завода.Теперь это называется Туркменбашинский комплекс заводов по переработки нефти. Отправлено: 02.10.05 23:23. Заголовок: без названия. Статья дело серьезное-надо иметь доступы к архивам,изучать материалы и т.д.Я этой возможности лишен т.к.нахожусь вдали от Туркмении,да и время свободного не так много.Пишу то что есть в памяти,т.к.приятно вспоминать город где прошло пол жизни и если это кому-то интересно.Пионер-лагеря не вспоминаю,т.к.прибыл в Красноводск уже взрослым,а п.лагерь моего детства был на другом конце Союза.Мы жили в фанзах на берегу Амура.В ПОПОВИЧЕ,ВОЛНЕ и др.бывал но не на отдыхе.Возил детей по общественным поручениям и в ЧУЛИ и в АНАПУ.В наличии туннелей под Красноводском сомневаюсь.Одесские катакомбы-это шахты,где добывали строительный камень,в Кр-ке его добывали и добывают в открытых карьерах в АК-ДАШЕ.Тоннели под Москвой,Берлином и т.п. строились для подземных коммуникаций.Коммуникации Кр-ка слегка присыпаны песком. А обьектов к которым бы стоило прокладовать туннели специально я там не знаю. Здание где расположен краеведческий музей,одно из первых в Кр-ке и строилось как опорный пункт-с бойницами.Но музей там лет 25-30,раньше здесь была центральная АПТЕКА.О бетонированной комнате не слышал. Отправлено: 05.10.05 14:53. Заголовок: 73кв. и о землетрясениях. (Каким-то образом выпал из числа участников,пришлось перерегистрироваться: ВАТИК-3 =ВАТИК) На КНПЗ аварий и даже катастров хватало,были аварии и в Водоканале,но я работал в другой отрасли,где ЧП обсуждать не полагалось. На 73кв. бывал очень часто.Так что у меня в памяти пивная и Баглюм,хотя подобные заведения посещал редко.В 73кв. жила родственница- Проценко Дина Михайловна,учительница 1-ой,потом 11-ой,13-ой школ.Может молодежь помнит? Одно из землетрясений(наверное в 70-е года) меня застало на 73-ьм кв.Такого гула предшествующего землетрясению потом больше слышать не приходилось.Сначала решил ,что в подвале запустили дизель,но вспомнил,что в этих домах и подвалов-то нет.Потом казалось что рядом проходит танковая колонна,но толчки в тот раз были не сильные. Отправлено: 06.10.05 21:38. Заголовок: Re: На западе к человеку любого возраста обращаются по имени и на ты. По имени называть привыкаешь быстрее,а на ты перейти сложнее.Если у вас получается-валяйте.Если прежний ник можно восстановить,было бы хорошо. Отправлено: 07.11.05 18:33. Заголовок: Re: Вопрос на засыпку- на 3-ем участке за тюрьмой в гору на плато идет тропа(даже несколько) ,как она называлась в народе? Отправлено: 13.11.05 21:21. Заголовок: Re: [Re:Viktoru1] Отправлено: 13.11.05 23:34. Заголовок: Re: Тропа называлась СЕРЖАНТСКАЯ.На верху(на плато)стояло много воинских частей.По воспоминаниям сторожил в 50-е годы был еще там стройбат и на 3-ем участке бывали драки между стройбатовцами и местной молодежью. ТУРКМЕНУ- население Красноводска последние лет 30-40 держалось около шестидесяти тысяч.Увеличению численности населения мешало в основном нево зможность значительного увеличения подачи в город воды. Вношу уточнение,посмотрел в интернете-в г.Туркменбаши в 1994г. - 83тыс.чел. в г.Ашхабаде- в 1998г.-511тыс.,сейчас- 727тыс.человек.

Driver: Астанский Ю.А. Господа Астанские, с Уваженем к Вам Мочалины, если не забыли. Хочу обратить Ваше внимание на слово ПИХ-ПАХ, Вы не правы. Это слово произошло от другого. Помните за базаром в старом городе, на горе, стоял ржавый старый бак ёмкостью 2 - 3 тыс литров. Это от бывшего парового опреснителя. Так вот это слово произошло от работы парового насоса.

Астанский Ю.А.: Driver пишет: Так вот это слово произошло от работы парового насоса. Практически версии почти одинаковые.И вообще это только версии,истину знает только тот,кто первый применил это выражение.


Яла: Действительно знакомые сообщения. А вот ссылка, тоже с "Моей Туркмении" выложенная ... Валерием... , к сожалению не помню. Поставила её в закладки как только увидела, периодически к ней возвращаюсь. КРАСНОВОДСК

Астанский Ю.А.: Красноводск портовый город и это значительно поднимало его статус с первых Лет его существования.Город ведет отсчет с 1869г,а Морпорт с 1896,т.е.моложе Города на четверть-века.В дореволюционное время в порту были частные причалы, Здания контор возле них. Мне довелось с 1997 по 1999гг работать в морском Порту и наш отдел главного энергетика как раз располагался в таких старых Зданиях(сначало каменном,потом деревянном) и хорошо можно было Представить насколько основательно и прочно все тогда строилось и наверно Так же основательно работали.При мне сносили один склад и причал, Простоявшие 100 лет.Все балки и даже сваи стоявшие в воде были в таком Прекрасном состоянии,что их аккуратно разобрали и передали в частные руки Где,я думаю,у них еще будет длинная жизнь. В 1997г Морпорт отмечал 100 лет Красноводского порта и 5 лет , как порта в Независимом Туркменистане. Я думаю это очень правильно. Я сравниваю с тем как Туркменское Управление Гражданской Авиации(я называю старым названием) отмечало В 2002г 10-ую годовщину Управления,как будто все забыли,как в конце 80-х Годов мы все отмечали 50-ти летний юбилей аэропорта Ашхабад. Особое развитие получил Морпорт в годы войны. Сюда прибыли Эвакуированые портовики из Одессы,Ленинграда и с Азовского моря. Перед портом были поставлены большие задачи и они были выполнены. Особо большая нагрузка легла на Красноводский морпорт,когда немцы Подошли к Кавказу,на Волге шла битва за Сталинград.Грузооборот Достигнутый Портом в годы войны был настолько высок, что никогда Не был перекрыт в последующие мирные годы.В эти годы был создан Судоремонтный Завод,создана своя Электростанция. В последующие годы,я думаю,на порт выделялись недостаточные Средства,в 1997 г,когда я его увидел вблизи,он производил не слишком Веселое впечатление.Но в теже годы началась большая реконсткукция Порта и из писем видно что сделано очень много. Причем реконструкцию Вели инофирмы,что говорит о ее уровне.Но вот сумеют ли его загрузить? Что повезут кроме соли с Кули-маяка, сульфата с Бекдаша и эпизодических Паромов из Баку и Астрахани(С Баку -железнодорожный паром,а с Астрахани-автомобильный).Несколько судов работали за границей,выйдя Через Волго-Донской канал на мировые просторы.Этого наверно мало. (Но это мои впечатления семилетней давности,за это время могло утечь Много воды.)

FOREX GURU: Астанский Ю.А. а глубина подходного канала, и глубина у причалов (контейнерного терминала и навалочных терминалов) какая ???? вспоминаю, когда в детстве лазили в порту и ныряли с сухогрузов они скорее всего были от 5 до 15 тыс тонн. значит канал не больше 7 метров, но это по воспоминаниям 1985-87 гг.

Астанский Ю.А.: FOREX GURU пишет: глубина подходного канала, и глубина у причалов (контейнерного терминала и навалочных терминалов) какая ???? Сергей,ты хочешь узнать всю "военную тайну",а про мальчиша-кибальчиша помнишь?Я в порту оказался не надолго и причем по другой службе не связаной ни с судоходством,ни с коммерческой эксплуатацией порта, извини ни чем помочь не могу.

FOREX GURU: Астанский Ю.А. Ну что вы Юрий Аркадьевич военная тайна мне вовсе ни к чему, своих финансовых тайн хватает это просто банальное обсуждение высказываний о Красноводском порту и обдумываение, теоретическое возможных путей развития портового хозяйства Красноводска, перспектив загрузки порта я тоже какое то время выпал из финнансовой жизни и увлекся грузопевозками, в частности возглавлял представительство одного из Украинских поротов в РБ

leka: Астанский Ю.А. пишет: Вопрос на засыпку- на 3-ем участке за тюрьмой в гору на плато идет тропа(даже несколько) ,как она называлась в народе? Астанский Ю.А. пишет: Тропа называлась СЕРЖАНТСКАЯ.На верху(на плато)стояло много воинских частей.По воспоминаниям сторожил в 50-е годы был еще там стройбат и на 3-ем Да где-то в инете я тоже читал , что её наз. "сержантской", но сколько я себя помню в Крановодске, мы наз. её "ВЕРБЛЮЖКОЙ" и там же в инете тоже было это название. Я склоняюсь к своей трактовке, так как первый раз это название прочитал недавно в инете. Да и так по- моему правильней. Поясню - вокруг Красноводска были практически только казахские аулы, (туркмены жили вдоль моря- Кианлы , Кизил-су), когда казахи приходили в город , то спускались они по этой тропе на своих верблюдах и сразу оказывались в казахауле.

Астанский Ю.А.: Герб Туркменского морского пароходства.

Астанский Ю.А.: Последний день в морпорту-апрель1999г.

Астанский Ю.А.: Ветераны Красноводского морского порта со времен Войны Терещенко Мария Афанасьевна(ушла из жизни в 2005г), Эльман Борис Михайлович(ушел из жизни в 2006г)(светлая им память) на фоне нового Морского параходства.

leka: Юрий Аркадьевич, или кто ещё, может вы знаете историю " домика на горе". В детстве ради любопытства залазили туда, но ничего определённого не обнаружили. Интересно кто на такую высоту таскал кирпичи и раствор? Я думаю, что его возвели в качестве поста воздушного наблюдения в годы войны. Странно , что за столько лет, он не развалился окончательно и наряду с дворцом нефтяников, морскими воротами, является символом Красноводска. Ть-фу, ть-фу, чтоб не сглазить, а то рука великого реформатора и до него доберётся, и так уж не много символов осталось.

Астанский Ю.А.: № 3. (решил,что бы отделить одно сообшение от другого их номеровать.Пусть это будет 3 ). Хочу затронуть забытый и темный период в жизни г.Красноводск.Разыскивая Документы фиксирующие дату основания аэропорта ,помню в отметках О визировании какого-то документа,обратил внимание ,в том числе, на подпись Представителя ОГПУ и адрес этого учреждения - ул.Азиатская.Если не ошибаюсь Так называлась в 20-ые годы ул.К.Маркса. В городской периодической печати иногда встречались интересные очерки О старом Красноводске,но ни разу мне не попадались воспоминания,как пережил Красноводск 1937г и последующие тяжелые времена,вплоть до смерти Сталина? Где-то в конце 60-тых годов,я лежал в красноводской больнице и в нашу Палату положили одного пожилого человека(мне тогда еще не было 30-ти). Мы разговорились,он оказался старожилом Красноводска, и вспоминал ,что в 1937г был арестован,просидел несколько недель.Арестованых было много,но Ему повезло,его выпустили. Когда,примерно в 1980г готовили разбивку территории под новое городское Кладбище за городом,прошел слух,что были обнаружены захоронения там Вверху у обрыва горы,идущей вдоль старой дороги на Авазу.Говорили,что в Тех местах приводили в исполнение приговоры,которые до родственников Доходили как «десять лет без права переписки».Но официальной информации Никакой не было,хотя после 20-го партсъезда,разоблачившего культ личности Сталина,прошло уже четверть века. О том,что в Красноводске многие десятки,если не сотни могил арестантов, Как советских граждан,так и иностранцев,сомневаться не приходится.Но нет В Красноводске своего «Соловецкого камня»,как в Москве,куда бы люди Могли придти ,вспомнить безвинно погибших,возложить цветы. Япония,разделенная с Красноводском не менее 10-ти тысячами км, Направила своих представителей,как только позволила политическая обстановка, Что бы разыскать могилы своих граждан умерших в Красноводске в лагере Для военнопленных.В состав делегации входил один старик,сидевший в Этом лагере.Они поставили памятник умершим японским военнопленным Рядом с казахским кладбищем недалеко от первой площадки. Где-то в начале 90-х годов другое,только-что возникшее государство, «Республика Латвия»,так же прислала своих представителей для поиска следов Своего погибшего Президента Карла Ульманиса. Я узнал фамилию Ульманиса,лет на десять раньше,чем услышал о Существовании г.Красноводска. И конечно не думал,что когда-нибудь эти Два имени собственных пересекуться,и я буду тому свидетель.Мы переехали Жить в Латвию из Ленинграда в 1953г.Со времени ухода Ульманиса с поста Президента прошло всего 13 лет.Многие латыши,кто не боялся, вспоминали Ульманиса,называли его вождем,показывали какие-то следы деятельности и Достижений.Повидимому достжения действительно были,уровень жизни в Латвии был одним из самых высоких в Европе. Надо сказать,что К.Ульманис добровольно пошел на все требования СССР, Впустил советские войска в Латвию.И тем не менее он был арестован и Пошел по тюрьмам. Я встретил в интернете в одном из Латвийских сайтов протокол,фиксирующий Факт смерти Ульманиса в Красноводской тюрьме,который хочу здесь Привести.

Астанский Ю.А.: "Постановление от 9 января 1943 года о прекращении следствия по делу К. Улманиса Красноводск, 9 января 1943 года Утверждаю: Зам. нач. УНКВД Красноводской области капитан Госбезопасности Матвеев 9 января 1943 года ПОСТАНОВЛЕНИЕ о прекращении следственного дела Я, следователь УНКВД по Красноводской области ТССР мл. лейтенант Госбезопасности Поляков, рассмотрев следственное дело № 17210 по обвинению Ульманиса Карла Индриковича в пр. пр. ст. 58-4 УК РСФСР, нашел: УЛЬМАНИС Карл Индрикович арестован 4 июля 1941 г. Управлением НКВД Орджоникидзевского края и привлечен к уголовной ответственности по ст. 58-4 УК РСФСР. В связи с эвакуацией внутренней тюрьмы УНКВД гор. Ворошиловска, обвиняемый УЛЬМАНИС был этапирован в тюрьму № 1 г. Красноводска, но в пути следования ввиду болезненного состояния 14/ IХ-42 г. был оставлен на стационарное лечение в тюрьме № 2 г. Красноводска, где 20/IX-42 г. умер, чем в деле имеется соответствующий акт о смерти, от 21/1Х-42 г. На основании изложенного и руководствуясь ст. 31 п. "А" УПК ТССР постановил: следственное дело № 17210 по обвинению Ульманиса Карла Индриковича, 1877 года рождения, уроженец Латвии, по национальности латыш, б/партийный, быв. президент Латвийской Республики. В дальнейшем расследование производством прекратить за смертью обвиняемого. Дело сдать в 1 Спецотдел НКВД ТССР для хранения в архиве. Следователь УНКВД Красноводского края мл. лейтенант Госбезопасности Поляков "Согласен": начальник Отделения УНКВД мл. лейтенант Госбезопасности Шакиров"

Астанский Ю.А.: Места захоронения Ульманиса не нашли.А ведь это был не рядовой «ЗК». (Во Франции перед войной Президентом был Леон Блюм ,еврей по Национальности.После захвата Франции фашистами он был арестован и Вывезен в Германию в концентрационный лагерь.Я не знаю в каких условиях Он там содержался,но войну в противовес Ульманису он пережил,и был Освобожден союзниками.) Кто жил еще в середине 90-х годов в Красноводске,наверное,помнят, Что на здании Почты со стороны ул.Рылова была установлена мемориальная Доска в память Президента Латвии Карла Ульманиса. В апреле 1945г в Красноводский лагерь №516 привезли интернированных Поляков и интернированных немцев.Интернированные,это не пленные,не Захваченые в бою,а задержаные у себя дома и вывезенные в СССР.Но смертность В этом лагере за пол года достигла среди поляков 55%,среди немцев-60%. Сколько это в человеческих душах,я не знаю,и где они покоются тоже? В интернете я встретил воспоминаня Антонова-Овсеенко Антона Владим. Сына арестованного и расстреляного видного революционера и государственного Деятеля.Он попал в Красноводский лагерь в 20-ть лет.Сначала их возили Наверх,где они строили взлетно-посадочную полосу на аэродроме.Этот Лагерь назывался «Стройка №149”. Если память меня не подводит,мы как-то с женой ходили по старому Кладбищу,что на третьем участке,в том районе,где совсем старые захоронения И наткнулись на две или три могилы,на которых было написано,что здесь Похоронен гл.инженер(кажется),и еще какие-то должностные лица из Стройорганизации №(номера не помню).Я думаю это были вольнонаемные Из этого лагеря.(годы смерти где-то 43-44гг).Были ли умершие среди Заключенных я не знаю.В воспоминаниях об этом нет(но в интернете только Отрывок из воспоминаний). Потом он пишет,что его перевели в другой лагерь,который распологался На УФРЕ.На работу там их водили рыть ямы-котлованы под нефть. К сожелению,когда мы жили в Красноводске все внимание занимали Работа и повседневные дела и эта тема не была в поле моего зрения. А если бы и была,то это навряд ли что-нибудь изменило.Значительно Большее сожеление вызывает то,что эта проблема не была в поле зрения Городских и Республиканских органов. А ведь что бы лагеря не повторились,уроки тех лет надо знать и помнить. И люди погибая в лагерях,наверное думали,что те кто будет жить после,когда-то Во всем разберутся и будут их хоть иногда вспоминать.

Астанский Ю.А.: № 4. Само название города Красноводск,вроде связано со словом ВОДА, но Именно воды в Красноводске всегда и не хватало. Вспоминаю общежитие аэропорта,которое стало моим пристанищем на первый Год жизни в Красноводске.На веранде,через которую был вход в общежитие, Стоял единственный водопроводный кран.Августовская жара.(еще не пришло Время ни холодильников,ни кондиционеров).Хочется пить.Вода теплая и Малоприятная на вкус.Не на много вкуснее был из нее и чай.Сторожилы Разъяснили,что вода Ясханская.Подается из какого-то подземного озера(линза Воды ,яко бы в районе Небит-Дага). Многие одноэтажные дома,которых в Красноводске было большинство, (Черемушек еще не было) были без водопровода.Воду в такие дома носили Ведрами из врдоразборных пунктов,которых было,наверное, с десяток по городу. Например,помню такие пункты на углу улиц Советской и Крупской(возле базара) На углу Карла Маркса и Мопра( мы какое-то время с женой жили,как раз там, Пониже 10-ой школы и пользовались этим пунктом),на углу Гоголя и Горького, Недалеко от Заводской бани и т.д. Что бы взять там воду надо было предварительно купить талоны.Ведро Ясханской воды стоило 5 коп.,ведро бакинской - 20коп. В воспоминаниях Антонова-Овсеенко,о которых я упоминал,он описывая Первое впечатление о городе Красноводске,какое он смог получить,пока их Везли в тюрьму,ему бросилось в глаза,как носят воду.Бросилось в глаза это И мне.Женщина перекидывает на шею и плечи широкую и плотную лямку, На концах крючки под ведра.А на каждое ведро клался квадрат,сбитый из Дощечек,за счет которых вода в ведрах не расплескивалась.Я нигде более не Видел таких приспособлений,возможно это было чисто красноводское Изобретение. На Карла Маркса нам надо было от дома до водоразборного пункта Только дорогу перейти.А жена вспоминает,как они носили воду к себе Домой в переулок Ворошилова от пункта на улице Орджиникидзе возле Железнодорожной бани(потом там был какое-то время вытрезвитель), Другой ориентир,там был рядом воздушный мост через железнодорожные Пути,по которому шли на работу портовики и судоремонтники(молодым Участникам форума он,должно быть,неизвестен т.к. Был снесен,наверное Из-за ветхости) этот путь был около километра,не менее. Ездил продовал воду какой-то старый казах,у него была бочка на колесах, Которую тащил ишак.При удаче горожане ловили «левые» автоцистерны с Водой. В городе бросались в глаза сотни установленных на балконах,верандах, Во дворах подвесные топливные баки с военных самолетов, в которые Набирали запас воды.В быту эти баки называли «ракеты». Деревьев и кустарников в городе почти не было,нечем было поливать. Жена жила в Красноводске с 1949г и вспоминает,что по этой же причине Продовались и использовались только сушеные овощи: сушеный картофель, Сушеная морковь,сушеные помидоры и лук.Я застал время,что эти «деликатесы» Еще использовались иногда в «общепите». Все начало меняться,когда в Красноводск подвели каракумскую воду.До Казанджика тянули канал,дальше вода до Красноводска пошла по трубам. Появилась в городе зелень,стали разбивать садовые участки для учреждений, Подводить к ним воду и все зацвело и зазеленело на участках. Садовые участки аэропорта были за радиоцентром.Потом стали осваивать Землю и прямо на территории авиагородка за домами.При продаже эти Огороды уже стоили немалые деньги. Красноводск назывался официально городом с режимной подачей воды. Вы, наверное,все помните этот «режим».Сколько времени теряли люди, Что бы заполнить все свои емкости водой.Помните тот налет ржавчины, Которым покрывалась ванна,после хранения в ней этой воды. Но человек привыкает ко всему и вспоминает в прошлом больше хорошее, Чем трудности,которые приходилось преодолевать.

Астанский Ю.А.: № 5. Красноводск был многонациональный город.Хочу написать немного о Красноводских казахах. Говоря современным языком о казахской диаспоре или Общине Красноводска.Она была в начале 60-тых годов,когда я приехал в город, Значительно больше чем туркменская по численности.Таже картина наблюдалась И в аэропорту: примерно в середине семидесятых среди авиа работников было Около 25 туркмен и человек 150 казахов. Как я знаю,это было племя мангышлакских казахов,продвинувшееся вдоль Побережия Каспия на юг и жившее здесь уже долгие-долгие годы.Уровень жизни У большей части казахской общины в те годы был очень низкий.В городе был Район «казахаул»,там,где в последствии построили целый ряд 3-4 -х этажных Домов,а так же магазин «Рассвет»,дом быта «Овадан» и др. Люди жили в этом Районе в ужасных условиях.Лачуги,которые там стояли, нельзя было называть Домами.Вросшие в землю,построенные из первых попавших под руку предметов, Сетки и спинки от краватей,куски кузовов автомашин,какие-то куски фанеры и т.д. Не было там,конечно,никаких удобств,даже выгребных туалетов.Для этого Использовались складки на местности.Я садился в аэропорт в автобус,как раз на Остановке «казахаул» и ежедневно утром наблюдал эту картину. В конце 50-х красноводский горисполком принял решение,запрещающее держать Скот в городе.Загородом создали скотбазу,но большая часть казахов,предпочла Покинуть пределы города и создала в районе телецентра 7-ой поселок.Поселок Создавался путем самостроя и не имел ни улиц,ни света,ни газа,ни воды.Но все же Дома здесь строились из камня «гюша»,рядом был скот и люди какое-то время были Довольны.Впоследствии недалеко построили станцию ТВ «Орбита» и появилась Асфальтированная дорога по соседству.А в 70-ые годы так же в этом районе,но Ближе к 1-ой Площадке,построили объект ОРЛ(обзорный радиолокатор) аэропорта. В 7-м поселке был магазинчик «смешторга»(т.е.там продавали прод.и промтовары, Но в куцем ассортименте. Хорошо помню,что бросилось в глаза,по приезду в Красноводск,все девочки и Девушки казашки лет с 12 и до замужества,носили на голове красные косынки.Это Был знак,что перед вами девушка.Выходя замуж казашки одевали на голову белые Платки,повязаные особвм образом. Но мир быстро развивался, и может быть не в лучшую сторону.Почти пуританские правила прививаемые нашему поколению,сменялись все большей Свободой нравов.Что-то докатывалось и до нашего провинциального города, и в Том числе менялись нравы и в казахской общине. К середине 70-х годов красные Платочки с голов девушек исчезли совсем. К этому времени был снесен «казахаул»,на его месте выросли благоустроенные Многоэтажные дома,где в большинстве и получили квартиры бывшие жители “казахаула». Постепенно получили квартиры и большинство жителей 7-го поселка,но старики Не желали переселяться и продолжали жить в поселке.Где-то к 90-ым годам туда Подвели и электроэнергию,хотя технические условия в большинстве домов для Этого не соответствовали. В аэропорту казахи-авиа работники так же со временем получили квартиры.Но Если сначала через дорогу от авиагородка они держали только скот,то потом там Появилось много домов.(считай по европейски -дач). Состоятельные казахи имели возле дома еще и юрту.В ней они могли По-настоящему отдохнуть,принять уважаемых гостей в соответствии с древними Традициями.Цены юрт,верблюдов приближались к ценам на автомашины. И в казахской общине и в целом в городе были известны и пользовались Уважением в то время(60-70 гг) Мамбетов-директор 3-ей казахской школы,затем Заведующий ГорОНО, Ертлеуов -подполковник милиции,сначала нач.паспортного Стола,затем начальник отдела вневедомственной охраны города,Мекенов - главбух Рыбокомбината.Я писал в воспоминаниях об аэропорте об авиатехнике Саликбаеве Турганбае,он так же пользовался большим уважением и в аэропорту и за его Пределами.Уважаемым человеком среди казахов был завмаг на каменном карьере Алик(Аликпер) фамилию запамятовал. Отец жены(я его не застал в живых) знал казахский язык(т.к. До Красноводска Работал в Казахстане).Поэтому у их семьи были теплые орношения со многими Казахскми семьями. К сожелению с развалом Союза ,началась миграция населения,в том числе и Часть красноводских казахов стала уезжать и пытаться найти счастье в Казахстане. Какая часть общины проживает сейчас в Красноводске не знаю.? Наверное,многие или хотя бы часть форумчан пробовали у казахов или туркмен Их напитки из верблюжьего молока-чал и айран?Что может быть лучше в жаркий Красноводский день,чем холодный чал,а особенно айран.?Особено незаменим Айран для приведения организма в порядок после употребления спиртных Напитков. В Красноводске всегда можно было купить свежее верблюжье мясо,но мы Искали,а ведь зачастую были времена,что надо было искать,мороженую говядину. Однажды,из-за неимения другого мяса,жена сделала котлеты из свежего Верблюжего мяса,но этот нюанс она не стала афишировать.Таких вкусных котлет Я не ел с детства.Конечно,хвалил котлеты,хвалил жену,хвалили их и несколько Гостей,разделивших этот обед с нами.Только через несколько месяцев жена Созналась в «содеяном».С тех пор верблюжатину при случае я ел спокойно. По работе мне несколько раз приходилось бывать в командировках в Алма-Ате. Разница,конечно,была большая.Казахское население Алма-Аты было Европезировано,а у наших казахов ,как мне кажется,была большая связь с Предками.

Астанский Ю.А.: № 6. Я написал несколько слов о казахской общине,а потом встретил в Интернете «аналитический материал по исследованию миграции Населения в г.Красноводске» и понял,что во-время это сделал.По его Данным выехало из города 89% казахов.Т.е. Казахской общины,о Которой я вспоминал,уже,практически,нет. Эти исследования сделал,наверное,знакомый многим по городу, Мамедов Вячеслав,работавший в «Красноводском рабочем» и Других городских газетах фотокорреспондентом,выпускник 23шк. Сейчас он подписывается «координатор Гражданского Демократического Союза Туркменистана». Там нет данных по нашим землякам-немцам.Они попали в графу “немцы,евреи,узбеки и др.».Я планировал после слов о казахской общине,вспомнить немецкую общину,которой и без «анализа» Ясно,что в Красноводске не остались. Потом,листая страницы нашего форума, в одной из тем встретил Переписку по этому вопросу,где сказаны добрые слова в адрес Красноводских немцев, и заданы вопросы: как попали немцы в Красноводск? Почему одни женщины? Я сначала хотел подключиться к тому «разговору»,но не было Времени.Вот и решил написать несколько слов о немецкой Общине Красноводска здесь. Я не хочу начинать с далекой истории,когда в Россию,по просьбе Государей Российских,приезжали немецкие специалисты и при Петре Первом и при Екатерине Второй и т.д. Начну с того,что в 1924г решением Президиума ВС СССР была образована Автономная Советская Социалистическая Республика немцев Поволжья. Столицей республики был г.Энгельс, так в 1931г был Переименован город Покровск. Всё в Республике шло,как везде При Советской власти. С одной стороны способствовали развитию Немецкой культуры,традиций,языка,появились театры,газеты,школы, Институты на немецком языке. С другой - искали врагов народа, Расстреливали ни в чем неповинных людей,как правило,наиболее Деятельных и инициативных. Провели насильственную Коллективизацию,раскулачивание,подрывая хозяйство Республики. Были немецкие национальные районы и на Украине,много немцев Проживало в Сибире, на Кавказе. После начала войны ,сразу появился Указ (конечно,секретный) о Депортации немцев из Европейской части СССР в Сибирь и Казахстан. Уже к 20 сентября 1941г НКВД докладывал о завершении операции По выселению немцев Поволжья (где-то около 400 тысяч человек ). Всего за 1941-1942гг было депортировано, по данным НКВД, Немцев-советских граждан из Европейской части страны более 800 тысяч. Причем мужчин призывного возраста(от16 до 60 лет) Предписовалось направить в стройбаты НКВД, для использования На тыловых объектах Сибири и Казахстана. В других,повидимому, Более поздних распоряжениях, этот возрастной ценз несколько Снижен (от 17 до 50). В 1941 эти стройбаты были сняты с довольствия И переоформлены в Рабочие колонны. Снабжение предписовалось вести на уровне вольнонаемных.Но практически оно было такое Плохое,что в сочетании с тяжелым трудом и тяжелыми климатическими условиями, умирали тысячи людей.В вопросах Дисциплины они приравнивались к военнообязанным и не имели Права покидать места работы.Вот поэтому и оказались в Красноводске Женщины-немки одни,без мужчин. Немецкая община Красноводска оставила свой заметный след в Жизни города и в памяти горожан.Участники форума вспоминали Тяжелый труд женщин-немок в составе бригад Треста Нефтетрансспецстрой и идеальный порядок в местах их проживания. Эти женщины,оставшись без поддержки своих мужчин,в тяжелых Условиях Красноводского климата,в тяжелых бытовых условиях, Когда все имущество пришлось оставить на местах своей прежней Жизни, не сломались, продолжали жить,бороться с трудностями И проблемами, создавали семьи, растили детей и передавали им Лучшие черты своего народа: аккуратность,дисциплинированность, Трудолюбие,культуру быта и т.д. Жена,приехавшая в Красноводск в 1949г девочкой,вспоминает свои Детские впечатления от вида женщин-немок,которых она видела На тяжелых работах на дорогах и улицах города, повязаных Белоснежными платками, которые они,непонятным образом, умели Оставлять таким же белым и до конца рабочего дня. Я приехал в Красноводск в 1962г. Уже лет 7-8,как были отменены Указы о спецпереселенцах.Немцы были уже совершенно свободны И могли бы вернуться, но куда? Республика немцев Поволжья Восстановлена не была. И вероятность того,что их встретят на прежних местах,где уже давно жили другие люди, с пониманием, Конечно, не было.Я не видел как жили Красноводские немки в Период до 1953-1954гг,в статусе спецпереселенцев.Конечно самые Эмоциональные и правдивые рассказы об этом мы бы могли Услышать только от мам и бабушек наших форумчан-земляков из Германии.Но скорей всего,в силу возраста и всего пережитого, Многих из них уже нет в живых. Но я могу представить эту жизнь(конечно,только со стороны) т.к. В 1951-1952гг жил в г.Хабаровске в двух-этажном военведомском Доме на окраине города,а во дворе стоял барак,где жили Спецпереселенцы-родственники бандеровцев из Западной Украины.Это тоже были в основном женшины.Утром приходили грузовики и увозили их куда-то на тяжелые работы,возвращались Поздно вечером.Каждый день приезжал офицер НКВД в фуражке с Синим верхом на мотоцикле с каляской для проверки наличия Спецпереселенцев.Детям спецпереселенцев разрешалось Учиться только до седьмого класса,дорога в техникумы,а тем Более в институты была закрыта. Депортация народов СССР не началась с немцев и не ими Закончилась.Депортировали казаков еще в 1918г. Депортировали В 1937г 175 тысяч корейцев с Дальнего Востока в Казахстан и Узбекистан.Депортировали в 1939г более 300 тысяч поляков с Западных районов,причем половину отправили в лагеря и тюрьмы. Депортировали в 1944г около десятка народов Кавказа и Крыма. Но от этого депортированным немцам не легче. В переписке на форуме подмечали,что большинство немок Вышло замуж за туркмен,казахов,армян,азербайджанцев,и мало Смешаных браков с русскими. Миша О. Объясняет это неприязнью Русских к немцам,переносящим свою ненависть к фашистам на Безвинных людей. Я с Мишей О. Согласен,но думаю,что была и Обратная реакция.Перенос гнева за свои беды на представителей Титульной национальности, т.е. Русских. Около десяти человек,уже детей тех немок,работало у нас в Аэропорту.Все они бали хорошими специалистами, Дисциплинированными работниками. Инженером Базы ЭРТОС, Руководителем объекта был Юра Деобальд.На моих глазах Вырос в хорошего специалиста в АТБ Гурген Шрейдер,в плановом Отделе работала Лиля Ноль и д.р. Крупнейшую организацию города, трест Туркменхимстрой в 80-е Годы возглавлял Гельвих. Много немецких фамилий,всегда с Положительными эпитетами,приходилось мне слышать от жены: Альбрехт Хильда Христиановна,Янцен Ирма Генриховна,Марта Филипповна . . . ,и др.Встретил на форуме фамилию Феч.Я помню Феч-освобожденного председателя профкома Нефтетрансспецстроя. По закону жанра, я хотел завершить эту статью, назвав известные Фамилии советских и российски немцев сыгравших заметную роль В жизни Страны.Конечно, я помнил и собирался назвать наших Популярных и любимых кино-актрис Татьяну Пельцер и Алису Френдлих,героя полярника, Героя Советского Союза Отто Юльевича Шмидта,всемирно известного пианиста Святослава Рихтера, Героя Советского Союза разведчика Николая Артуровича Гефта(наверное, Кто-то смотрел кинофильм о нем, о диверсионных действиях в Одесском порту под носом у фашистов).После Одессы он был Заброшен в Польшу и погиб под Краковым. Но это из памяти,а я хотел Найти побольше фамилий, «прочесывал» интернет и с нулевым Результатом.(Что меня удивило,и чего я не ожидал) Но вот, наконец, нашел, но где??? «Дуэль» -газета борьбы Общественных мнений - для тех кто любит думать (???!!!) Подписано Александр Гокуль. Город Луганск.Я думаю именно Такие издания и называются «красно-коричневые». Но если отбросить Комментарий пароноика о насождении немцами в России Жидомасонства и тому подобную чушь, а взять только подборку Фамилий,то это будет, примерно, то,что я искал. Великии немцы России в дореволюционный период : - Барклай де Толли, - партизан Фигнер, - Карл фон Клаузевиц (оказывается он воевал в составе русской Армии под Бородино и был награжден золотым оружием), - Шлиман - петербургский купец-открывший Трою, - Декабристы - Пестель,Кюхельбекер,Лорер,Штейнгель и др., Революционеры : - Н.Бауман,л-т П.Шмидт,Э.Квиринг,С.Мартенс и др., - ракетчик,соратник Циолковского - Ф. Цандер, - разведчики,Герои Советского Союза Р.Зорге, Р.Клейн, Н.Гефт, Э.Эрдман, Хотя в 1941г был издан Указ(секрктный) о переводе из действующей Армии в стройбаты всех военнослужащих национальности стран Воюющих против СССР(т.е. Немцев,финов,румын,венгров и т.д.), Но отдельные немцы,каким-то образом,все же остались и хорошо Воевали. Участвовали в защите Брестской крепости майор А.Дульгайт,ст.л-т Е.Кролл,ст.л-т Шмидт,военврач В.Вебер. Красноармеец Генрих Гофман в августе 1941г попал в плен, Выдержал пытки и был расстрелян, Хорошо воевали л-т Венцель В.(,погиб у Днепра),танкисты П.Миллер, М.Геккель,полковник н.Охман. Звание Героя Советского Союза удостоены генерал-майор Сергей Волкенштейн,командир партизан Александр Герман. Конечно,это очень неполный список и не из такой газетенки Хотелось бы его получить.А сколько советских немцев не смогли Реализоваться и занять свое достойное место в жизни общества В результате этой депортации.

noll: Юрий Аркадбевич,с огромным интересом прочитала Ваши воспоминания о немцах в Красноводске.У меня тоже немецкие корни и начинаются с Красноводска.Во времена СССР ,когда мы были еще детьми и даже будучи уже подростками,мы не интересовались тем ,по какой причине и как появились поволжские немцы в Туркмении.Уже перед отъездом в Германию я попросила рассказать об этом свою тетю,которая пережила все это и помнила очень много.После того тайного указа Сталина о переселении немцев с Европеской части СССР,в августе 41 года мою бабушку с 4 детьми и ее родителей выселили в восточный Казахстан(село Выдриха).По приезду в Казахстан мужчин и парней от18 лет забирали в так называемую трудармию ,кстати девушек и женщин тоже.Так моя бабушка и ее старшая дочь попали в г.Сызрань,а в1942 году ,когда в Красноводск эвакуировали Туапсинский нефтеперерабатывающий завод,их перебросили в Красноводск.Старший сын бабушки(отец Лили Ноль)побывал на приисках в Якутии,довелось ему поработать на шахтах в Прокопьевске.В Туркмению он смог попасть только в начале 50-х.В 41 году моему отцу было только шесть лет.Он многое не помнит.Помнит хорошо как в 46 году вместе со средней сестрой в самую жару(кажется был август месяц) приехал в Красноводск на крыше вагона .Чуть позже приехал его дедушка(отец моей бабушки)из Казахстана.Мне кажется где-то под горой в районе 5 км было небольшое немецкое кладбище.?

Астанский Ю.А.: Герб АССР немцев Поволжья.

Астанский Ю.А.: № 7. Вспоминая наш город,наверное большинство видят перед глазами залив и город Зажатый полукольцом гор. И,конечно,свою улицу,свой дом.Вот хочу немного Повспоминать улицы и дороги Красноводска. На форуме есть фото ущелья и дороги в Красноводский аэропорт,наверное, Для меня это одно из самых памятных мест.Минимум два подъема и два спуска В день.Не один десяток раз преодолевалась эта дорога и пешком,сначала в юности, Возвращаясь с затянувшихся свиданий(автобусы уже не ходили,а на такси денег Не хватало),потом в зрелые годы,пытаясь пешим походом на работу, Компенсировать все стрессы и отсутствие должной физической нагрузки. Знакомые притормаживали машины, желая подвезти. Что бы не объяснять Каждому в чем дело,я по тропе,проложеной казахами справа в начале ущелья, Поднимался сразу наверх и там,уже без посторонних глаз,преодолевал этот Путь до выхода дороги из ущелья бегом.Там где проходила эта пробежка, я Думаю большинство форумчан не бывало.Слева шел обрыв,справа казахское Кладбище,а под ногами участок старой дороги,которая была до ущелья. Ущелье начали прорубать пленные японцы,а заканчивали советские Зки, т.е.заключенные.У нас в аэропорту в начале 60-ых работал на служебных Автобусах(их было два ЗиЛ и ПАЗ) шофер Земсков,мы по молодости лет Называли его дядя Ваня.Он был один из тех кто рубил скалу,да так и остался В Красноводске.Его давно уже нет.Светлая ему память.Кто-то на форуме, Вспоминая эту дорогу,назвал ее «брусчаткой».Но это не верно.Брусчатка-это Например,Красная площадь,много улиц и площадей из брусчатки было в Прибалтике.Они выложены обтесаным в виде брусков камнями.А дорога В аэропорт было выложена простым булыжником.Повидимому считали,что Так будет лучше сцепление у колес автомашин,поэтому так долго ее не Асфальтировали.Заасфальтировали где-то близко к 80-му году.Этот булыжник Достовлял много неприятностей автолюбителям.У нас «Москвич» появился в 1973г,так что все это знакомо по собственному опыту.Практически выпавший Снег и при булыжнике,и при асфальте был стихийным бедствием.Весь Транспорт скапливался внизу и ждал или когда солнышко сделает свое дело, Или когда солдаты подвезут песок.Я в такой день,когда работал в АТБ,выходил Пораньше и мои следы обычно были первыми на нетронутом снегу. Другой подъем на плато,где распологался аэропорт,был со стороны 11 км. В свое время это была разбитая грунтовая дорога,где-то к концу 70-ых,ее Благоустроили и заасфальтировали. Стало красиво и мы иногда с детьми ехали Прокатиться по кругу,заезжали на верх по одной дороге,спускались по другой- На 11км. Достопримечательностью Красноводска можно считать и дорогу на ТЭЦовскую Авазу.Она была узкая(с одного бока залив,с другого канал),но асфальтированная, Тогда как на городскую Авазу шла на большом протяжении грунтовая дорога. Дорога начиналась возле самой ТЭЦ,там был шлагбаум и сидел охранник.Что бы Проехать по этой дороге надо было получить пропуск через руководство ТЭЦ,что Я пару раз делал. Такой исключительный характер эта дорога потеряла после Постройки дамбы и дороги через нее,когда появилась возможность попасть туда По боковым тропам.Тогда и сняли шлагбаум и сторожа. Когда-то в Красноводске в 60-ые годы было всего 3-4 автобусных маршрута: Один по городу,другой в аэропорт,третий на Уфру и в Джангу(11км).Потом Появились Черемушки.Где-то в 70-ые годы появилась асфальтированная дорога Через Шах-Адам.Между прочим название Шах-Адам я видел и на Дореволюционной карте Красноводска.Появились маршруты 7-а и 7-б,они стали Ходить по кругу навстречу друг другу.Потом этот маршрут ГАИ прикрыло, Посчитав дорогу опасной,а круговые маршруты стали ходить через ТЭЦ и «расширение завода». В нашем городе Кирьят-Ата и в нашем ближайшем Центре г.Хайфе узких улиц Хватает,да еще с обеих сторон дороги стоят автомашины(гаражей здесь у людей Нет),и когда большущие рейсовые автобусы пробираются в этих условиях,я Вспоминаю этот Шах-Адам.Водители автобусов здесь действительно ассы. Правда и отношение к ним мне напоминает здесь отношение в аэропорту к пилотам.Они в форменных рубашках,при галстуках,с собой несут служебный Кожаный баульчик,как пилоты бортовые портфели с документацией.Ну и Зарплата соответствующая. В 60-е годы многие улицы Красноводска были или разбиты,или вообще Ещё асфальта не видели.В 80-ые годы провели большие работы по благоустройству Улиц.В 90-ые эти работу были продолжены.Появилось много объездных дорог по Которым стало возможно миновать центр,если нет желание встречаться с ГАИ. Появилась дорога вдоль залива,,вторая от госпиталя до 73 кв сзади Черемушек. Проложили дорогу от монтажного управления вдоль гор мимо тюрьмы и через Вновь возникший поселок в районе Маяка с выездом на ул.Моллакаринскую. Я думаю мало кому из форумчан пришлось на ней побывать. За пределы Красноводска так же уходили или разбитые дороги(на Н-Даг),или Грунтовые -на Бекдаш,в Кизал-Кая.В 80-ые годы и эти дороги привели в порядок. Асфальтом на Бекдашской дороге как-то воспользовался один наш «асс».Он Посадил Ан-2 на шоссе,где избавился от «зайцев»,т.к.получил сигнал,что в Красноводском аэропорту его будут ждать.Если бы он не задел слегка крылом О километровый столб,это происшествие для него прошло бы без последствий. Но в тот раз дело кончилось снятием с летной работы.Где-то в форуме мелькнула Что этот пилот снова «на коне».Надеюсь,что он стал уже ассом без ковычек,не Только в смысле пилотажа,но и в смысле летной дисциплины . К 1999г когда. мы покинули город в Красноводске ,помоему ,остался только один незаасфальтированый Переулок - это переулок Атабаева(Ворошилова) в котором мы жили.

Астанский Ю.А.: А это Красноводское такси шестидесятых годов, "бороздившие" улицы,которые я вспоминаю.

лари: Не знаю, достоверно или нет, но в 80-ом году был такой случай: в Небит-Даге находился отрядПВО, в один из дней туда приземлился на спортивном самолете сын шаха Ирана Р.Пехлеви, приземлился, посмотрел, что попал не туда куда надо и улетел обратно. Его "засек" один из военнослужаших офицеров, которому не очень доверяли, т.к. он частенько бывал после хорошего "бодуна". И в тот день он тоже был под "шафе", но сообщил, что видит"цель". В его сообщении усомнились:"иди, мол, проспись.." Но он оказался прав... Может кто-то тоже слышал об этом. Мы приехали в Красноводск как раз после этого события: расформировывали отряд ПВО.

leka: Юрий Аркадьевич, у меня парочка дополнений. Я не помню воду ясханскую, но помню воду джебельскую и бакинскую. Джебельская приходила по трубам, была ржавой и плохого качества. Может быть мы говорим об одной и той же воде. Не знаю где магазин " рассвет", но по- моему вы имеете ввиду магазин под 3-х этажным домом по ул Первомайской, чуть выше горбольницы, недалеко от здания старой музыкалки. Но по- крайней мере с 1956г казахаул начинался сразу после 3-й школы, казахской и практически простирался до стадиона, а после стадиона были здания и бараки ИТК. Жутко вспоминать в каких условиях жили люди в казахауле. Домики, если их так можно назвать, а лучше лачуги, с плоской глиняной крышей, не выше человеческого роста . Внутри полумрак , вместо окон просто вмурованные в глину небольшие стёкла. Ходить по малюпасеньким комнатёнкам можно было только сильно пригнувшись. Вся еда готовилась на улице в таких же как и комнаты малюпасеньких загаженных двориках со всякой живностью. Естественно никакого эл-ва, в лучшем случае керосинка, а так просто огонь из щепок и кизяка. Улиц в казахауле просто не было, был невообразимый лабиринт проходных дворов и узеньких коридорчиков. Человек даже не раз бывавший в казахауле с трудом находил там дорогу, окончательно заблудиться не давал только вид гор. К 60-м годам всё таки большинство улиц Красноводска были асфальтированы. Сейчас по памяти попробую их назвать- Советская , Набережная, Джапаридзе, Шаумяна, Кирова, Фиолетова, Первомайская, Чкалова , Петрова, Подгорная, Крупская, Мопра, Рылова, Моллакаринская, Строителей, дорога на Уфру ещё несколько, названия которых не могу вспомнить.

Астанский Ю.А.: leka пишет: Юрий Аркадьевич, у меня парочка дополнений Cпасибо за дополнения,сделаные сочными мазками хорошего мастера слова.Общая картина от этого только выигрывает.Моя жена начала жить в Красноводске в 1949г во дворе дома на углу Коммунистической и Розы Люксембург,потом пару лет жила в"конце географии" на ИТК в бараке,где была контора ее отца,которой он руководил,а в 1953г переехала в дом для них построенный опять на Коммунистической,но в той части,которя затем стала называться переулок Ворошилова,т.е.недаеко от дома,где одно время жили и вы.

Юрий: leka пишет: с 1956г казахаул начинался сразу после 3-й школы, казахской и практически простирался до стадиона, а после стадиона были здания и бараки ИТК. Жутко вспоминать в каких условиях жили люди в казахауле. Домики, если их так можно назвать, а лучше лачуги, с плоской глиняной крышей, не выше человеческого роста . Внутри полумрак , вместо окон просто вмурованные в глину небольшие стёкла. Ходить по малюпасеньким комнатёнкам можно было только сильно пригнувшись. Вся еда готовилась на улице в таких же как и комнаты малюпасеньких загаженных двориках со всякой живностью. Естественно никакого эл-ва, в лучшем случае керосинка, а так просто огонь из щепок и кизяка. Улиц в казахауле просто не было, был невообразимый лабиринт проходных наши дворов и узеньких коридорчиков. Человек даже не раз бывавший в казахауле с трудом находил там дорогу, окончательно заблудиться не давал только вид гор. К 60-я живал то у тёти - на шаум годам всё таки большинство улиц Красноводска были асфальтированы. Лека, вы во многом правы в своих оценках казах-аула. Правда, когда там поселилась моя мама с отчимом (буквально - чуть ниже дальнего угла двора 7-й школы) электричество уже было. И у меня осталось немало воспоминаний о колорите казах-аула. Я живал то у мамы - в казах-ауле, то у тёти на шаумянке, поскольку впятером в двухкрошечнокомнатной хибарке было тесновато. Тесно было особенно зимой - летом то спали на плоской крыше, на которую и лазить труда не составляло - стоило лишь подпрыгнуть. А в 4-ю школу я ходил из казах-аула минуя Гоголя, около бани, далее - вверх - к водяному баку, затем по косогору мимо пика с наблюдательным пунктом наверху и следующего бака - над памятником Кирову, ну и дальше - вниз к ул. Мопра и по ней - к школе. Или ехал на велосипеде к тёте на Шаумянке, оставлял там велосипед и шёл по шаумянке в школу. После уроков, естественно, - обратным порядком. Что касается улиц, то оставшееся впечатление впечатление детства (а оно прошло на шаумянке), что центральные улицы были почти сплошь заасфальтированы. И лучшим тому доказательством служат наши многочисленные и дальние гонки на самокатах. А наши самокаты, надо сказать, в качестве колёс, использовали просто крупные подшипники (бог знает, где мы их доставали или тырили). А подшипники - не танки - по пыли долго не проедут! По крайней мере, когда я появился в Саратове в 1961 году, то глядя на его улицы (не в центре, конечно) я возмущался: какая глушь, даже асфальта нет. Впрочем, может взыгрывали амбиции, ведь Красноводск очень амбициозный город, да и люди его - не без того. Вот, впрочем, и ешё одна тема - амбиции Красноводска. Намекну начало. После страшного землятрясения 1948 года, разрушившего Ашхабад, среди красноводчан (и на самых высоких уровнях) циркулировали слухи о скором переносе столицы Туркменистана в Красноводск. А куда же ешё - ну не в Мары же, тем более в какое то другое место...

leka: Григорий пишет: ....у тебя не указан возраст, но если были соседи - должен знать Это видимо ко мне. Меня ты не знаешь, это точно. уехал я из Красноводска аж в 1966г, чуть позже твоего рождения, правда после зтого ещё приезжал. Последний раз был в 1972г. Если помнишь, то с южной стороны двора, между нашими домсами, был дом Муратовых, большая туркменская семья. Думаю , только они могли остаться в твоей памяти. Я жил в первом подъезде , на втором этаже, кв №2, балкон застеклённый. Балкон выходил прямо окнами на ваш кечевский дом и практически нависал над домом и топчаном Муратовых. Пиши кого из старожилов нашего двора застал или помнишь.

Григорий: leka пишет: с южной стороны двора , между нашими домсами, был дом Муратовых, большая туркменская семья. не знаю - с южной или западной, но в одном конце двора была семья туркменская, а в другом персы жили. Тимур "хромой" , с мотоцикла упал, но это после тебя было. А за туркменами семья Гороховых жила, вход в наш сарай с их двора был

Астанский Ю.А.: Григорий пишет: не знаю - с южной или западной, но в одном конце двора была семья туркменская, а в другом персы жили. Тимур "хромой" , с мотоцикла упал, но это после тебя было. А за туркменами семья Гороховых жила, вход в наш сарай с их двора был Cо сторонами света Лека определился точно,а с соседями вас память не подвела,тоже все точно. Фамилия азербайджанской семьи Ризаевы.Тимур в последствии погиб в автокатастрофе вмести с кем-то из сыновей Бегендживых с нашего переулка Ворошилова.Младшего сына Гороховых ,Виктора ,мы хоронили ,наверное в год вашего рождения.Он начал работать в аэропорту, но был убит прямо возле своего дома,как сейчас сказали бы во время "разборки".Сараи ваши стоят перед глазами.Очень часто приходилось пользоваться вашими с Лекой дворами для сокращения дороги для выхода на Первомайскую улицу.



полная версия страницы