Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение) » Ответить

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение)

Юрий: leka пишет: [quote]Юрий Леонидович с нетерпением жду вашего доклада - " Виртуальный город в виртуальном пространстве"[/quote] ali395 пишет: [quote]Заинтриговали.С большим интересом и нетерпением будем ждать [/quote] [quote]Начинаю выкладывать по частям Адаптировано для форума красноводчан Ю.Л. Чернышов Журналист Русским людям, основавшим, построившим и прославившим Красноводск, – город русской славы на Каспии,- посвящается. Исчезающий город в виртуальном пространстве. Кончина в декабре 2006 года президента Туркмении Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши, безраздельно правившего в Туркмении на протяжении последних 18 лет, вызвала всплеск интереса к дальнейшей судьбе этой среднеазиатской страны, бывшей в советское время одной из отсталых республик СССР. Отсталых не только в экономическом, но, как теперь стало очевидно, и в ментальном отношении. Внимание россиян к процессам в Туркмении понятно. Туркменбаши проявил себя не только как ярый националист, но и как отъявленный русофоб. И в этом качестве он стремился не только возвеличить туркмен как нацию, а Туркменистан как государство, но и истребить любое напоминание о вкладе русских (и, вообще, - не туркмен) в цивилизационный процесс в Туркменистане. Актами этнической чистки, «мягкого геноцида» русскоязычного населения стали: смена алфавита с кириллицы на латиницу, понижение планки среднего образования до девятилетнего, ограничение использования русского языка до одной еженедельной газеты на русском (частично – на туркменском) языке, и 15-ти минутной (в сутки) ТВ передачи на русском языке, - в основном официальных сообщений; непризнание на территории Туркменистана дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркмении; запрет балета и оперы, как не соответствующих традициям туркменского народа, и снос здания театра в столице страны – Ашхабаде; разрешение на использование Интернета только для правительственных потребностей, и одного Интернет-кафе в столице, работающего под надзором спецслужб; запрет религиозных общественных организаций, за исключением русской и еврейской (последняя проводит свои мероприятия в присутствии сотрудников спецслужб); создание жёстких дискриминационных условий для русских при приёме на работу, продвижении по службе и пр.; смена названий всех месяцев года и дней недели на искусственные (так январь стал называться «Туркменбаши»). Кульминационным моментом процесса этнической чистки стало переименование всех названий населённых пунктов, в том числе исконно русского города с богатой историей (1), крупнейшего порта на восточном побережье Каспийского моря города Красноводск - в Туркменбаши. А затем и начало планомерного уничтожения культурно-исторических сооружений и жилых кварталов исторической части Красноводска (2). (1) – Коюнлиев Б. Красноводск: Туркменитстан, 1987 – 114с. (2) - www.ashgabad.ru Вячеслав Мамедов. Начали разрушение Красноводска. Май 26, 2006 г. [/quote]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

АН-2: Астанский Ю.А. пишет: Я пытался рассуждать поставив себя на место покоренных народов Юрий пишет: правильнее было бы иметь в виду Россию. Откройте словарь Даля, слово "Покорять" посмотрите, и все будет понятно.

mika: Сегодня получил такую информацию. Что в 40 годах улица от вокзала до ул.Подгорной называлась ул. Когановича. А улица где находится управление морпорта называлась Узунадинская.

АН-2: mika пишет: Когановича Правильнее, Кагановича.


Астанский Ю.А.: mika пишет: Сегодня получил такую информацию. Что в 40 годах улица от вокзала до ул.Подгорной называлась ул. Когановича. На сколько я знаю улица Кагановича шла не от вокзала,а следующая ей параллельная на которой находиться церковь.Повидимому в 1957г она была переименована в ул.Бесшапочного.Я об этом тоже когда-то уже здесь писал в разделе 9 воспоминаний о Красноводске.

Юрий: Stranger в ноябре 2008 года выложил в этой теме Генеральный план Красноводска, на которой обозначена ул. Узун-Адинская. Так она называлась и в советское время. Улица Кагановича точно называлась на указанном Вами участке.

Юрий: Повторю те документы, которые уже были на форуме. Это - полная справка по переименованию улиц на тот год, что обозначен в документах.

Юрий:

Юрий:

EdGon: A.Topol пишет: Уважаемые земляки! Спасибо за желание помочь, но церковь Святого Михаила Архангела была построена только в 1891гду. Мой прадед был призван в российскую армию из Саратовской губернии в 1876 году и направлен в Закаспийский экспедиционный корпус. После окончания воинской службы он до своей гибели проживал в Красноводске и участвовал в строительстве Закаспийской железной дороги. Дети были крещены в церкви местной военной команды в 80-х годах ХIХ века. Его дети после окончания Казанского университета и до расстрела в 1937 году продолжали строительство и эксплуатацию Среднеазиатской железной дороги Асђбад – Ташкент. На фотографии первой Красноводской церкви на площади Скобелева, размещенной на вашем сайте, католический крест. Что это значит?http://krasnovodsk.borda.ru/?1-8-0-00000004-000-0-1-1290854450

Юрий: Церковь местной военной команды - это, вероятно, первая церковь, что находилась на площади Скобелева. После её ликвидации церковные документы могли быть переданы в Главную церковь. И если они не сгорели при пожаре (будто - в 20-е годы, но данные об этом событии отсутствуют), то могли попасть в Железнодорожную церковь. Поэтому стоит обратиться в этот Храм - ссылка на его сайт резонна. Интересное замечание насчёт креста. Может быть разгадка кроется в происхождении строителя Железнодорожной церкви (сегодняшнего Храма Михаила Архангела) и его предполагаемой роли в строительстве Главной церкви города? Вот моя подпись под её фото на сайте "вКонтакте" в группе "Мы все их Красноводска": "У церкви интересная история. Её основой послужил, по некоторым сведениям, концертный зал Нижегородской промышленной и художественной выставки ("Большой сарай", по выражению М. Горького). А инициатором этого акта мог быть архитектор акад. Людвиг Урлауб, строитель русской церкви в Узун-Ада, после землетрясения 1895 г перенесённой моряками будущего адмирала Макарова в Красноводск, заново собранной и получившей название "Железнодорожная". Она и сейчас стоит под именем Мих. Архангела (это её четвёртый вид после всех переделок)".

A.Topol: Большое спасибо, Юрий Леонидович. Скажите пожалуйста, насколько правдивы сведения о наличии телеграммы В.И. Ленина с требованием расстрелять заложников, захваченных при аресте временного правительства Закаспийской республики в 1920 году?

Юрий: Не могу ответить на этот вопрос - не занимался этим. Вопрос, однако интересный (и куда только не выводит нас тема "Исторический Красноводск"). Иногда кажется, что осветили все стороны его истории. Ан, нет. Нюансы и тонкости иногда занимательнее самих событий. А какими сведениями Вы располагаете?

EdGon: Вот нашел красивый герб. Герб Закаспийской области Российской Империи. http://writer-parkin.ru/str_04-1-02.htm

A.Topol: Мой прадед Михаил Баал, католик по рождению, был призван в Российскую армию из с. Каменка Каменской волости Камышинского уезда Саратовской губернии. Служил писарем-чертежником Красноводской местной команды Военно-инженерного ведомства. В православие крестился перед венчанием с дочерью инженера путей сообщения Василия Максимова в церкви местной военной команды на площади Скобелева. Возможно, некоторые карты и схемы, демонстрируемые на данном сайте, вышли из под его пера, ведь сканеров и ксероксов тогда не было, а полевые записи военных топографов надо было выполнить в чистовом виде и сделать ни одну копию. Семья проживала в Красноводске до 1920 года. Дальнейшая судьба прадеда родственниками замалчивалась.

Юрий: Очень интересно! Постарайтесь выложить на сайте всё, что вспомнится. Это ещё одна ниточка, связывающая Саратовскую землю с Красноводском.

A.Topol: Уважаемые участники форума. Проанализировав существующие споры о количестве и датах появления церквей в Красноводске, сопоставив их с фактами семейной хроники, хочу поделиться следующими предположениями. Первым православным храмом в Красноводске называют церковь Св. Архистратига Михаила, перенесенную в 1895 году солдатами железнодорожного батальона из Узун – Ада. В то же время в Красноводске на пл. Скобелева существовала церковь, построенная в 1874 году. На фотографии, размещенной на этом сайте на церкви католический крест, колокольня имеет претензии на готический архитектурный стиль. Такова была типовая конструкция церквей в саратовских католических селах: квадратная бревенчатая изба с тремя выходами на север, юг и запад. Над западным входом располагается колокольня. Конечно, никакой архитектор Урланд над ней не работал, слишком примитивна архитектура этой постройки. Детей немцев Поволжья начали призывать в Российскую армию в 1871 году. Ими были укомплектованы первые гарнизоны в Красноводске, Асхабаде, Мерве. Гарнизонные военные подразделения в Закаспии называли «местными командами». Александр II руководствовался принципом: если смогли при Екатерине освоить пустынные степи саратовского Поволжья, создав надежный щит центральным русским областям от набегов кочевых племен, значит, благодаря своей рачительности, хозяйственности и умению выживать среди иноверцев, смогут построить города и освоить для России пустыни Средней Азии. Считаю, что церковь на площади Скобелева построили солдаты – католики и первоначально она была церковью римско-католического прихода. После Польского восстания 1863 года русское правительство стремилось расселить мятежных поляков в восточные области страны. В Среднюю Азию и на Кавказ были направлены польские солдаты и офицеры, польские католические священники направлялись туда же военными капелланами. Политика силовых акций, проводимая Скобелевым, сменилась тактикой урбанизации и цивилизации Закаспийского края. Колонии-поселения в Закаспии создавались как опорные пункты русской армии и посты индустриального вторжения на завоеванные земли. Поселения в Закаспии существовали за счет бюджета Военного министерства. Обустройством Закаспийской области занималось Военно-инженерное ведомство. Политика привлечения наемных рабочих из центральных областей России не увенчалась успехом. Большинство свободных наемных рабочих разбегалось, не выдерживая каторжных условий существования. Ставка была сделана на армейские подразделения. Строительство железной дороги на участке Джебель – Красноводск в 1895 году выполнили войны 1 Закаспийского железнодорожного батальона, они же с передислокацией своих подразделений перенесли из Узун-Ада первую православную церковь, которая являлась их батальонной церковью. В дальнейшем эта церковь получила название «железнодорожной», так как являлась полковой церковью железнодорожного батальона. Охраной, обороной и обустройством населенных пунктов занимались местные команды Военно-инженерного ведомства, поэтому «полковая» церковь, местной красноводской команды получила название «местной церкви». Католическая церковь в отличие от православной не имела алтаря и не получила принятого у православных названия в честь главной святыни храма. Она продолжала называться просто «местной церковью» или «церковью местной команды». В церкви проповедовал военный капеллан – ксендз. Поэтому улица Ксендзская в Красноводске все же была. Католическая церковь в Красноводске принадлежала Тираспольской католической епархии Могилевской митрополии с центром в Саратове. Поняв просветительскую роль польских священников в войсках и осознав ошибочность действий по направлению польских священников в воинские подразделения, русское правительство в срочном порядке дает санкции на создание в Саратове Католической духовной семинарии для подготовки священников из местного населения. Католическая духовная семинария в Саратове должна была готовит проповедников для приходов Поволжья, Сибири и юга России. Однако, она испытывала недобор слушателей, и её выпуск не обеспечивал потребности католических приходов. В середине 80 годов ксендза в Красноводске не стало, новых назначений из Саратова не последовало, и в церкви стал проповедовать православный священник. Когда в 1900 г. католический священник М.Антонов по поручению Тираспольской епархии посещал Закаспийский край, католического прихода в Красноводске уже не было. Однако, церковь на площади Скобелева в глазах православия оставалась «неправильной церковью», не получившей православного обряда освящения. Поэтому ей на смену сооружается новая церковь, получившая название Главной. С освящением в 1901г здания церкви Св. Николая Угодника приход старой «местной» церкви переходит в неё, а старое здание разрушают. В размещенной на сайте газетной статье, выступавший на открытии настоятель новой главной церкви назван по прежнему титулу настоятелем «местной» церкви. Церковь Св. Николая Угодника в наследует приход «местной» церкви и получает название «военно-местной». Простите, уважаемые, что вторгся в ваш разговор со своими догадками. На однозначность не претендую.

Юрий: Спасибо! Чрезвычайно интересные размышления! Особенно интересна линия о связи Саратовской католической епархии и Красноводска. Попытаюсь проверить эту версию через саратовских католиков. Хотя мало шансов, что у них сохранились какие-то документы.

Юрий: Ещё раз внимательно перечитал ваш пост и порадовался вашему вниманию. Ведь как долго мы смотрели на эту церковь с разных сторон, а такой детали, как необычный крест, не заметили. А ведь он - действительно католический. Возможно, церковь строилась католиками. Православным традициям это, правда, не противоречило. В православии главное не форма креста, - потому на православных церквях разные по форме кресты - а дух восшествия Христа, который олицетворяет крест. И, возможно, к постройке отнеслись терпимо. Возможно ещё и потому, что других строителей просто не было. И опять, как это не удивительно, и как это было не раз, прослеживается связь саратовщины и Красноводска

АН-2: Очень интересно. Есть римо-католики и греко-католики, может церковь была греко-католическая?

Lachyn: Нашли памятник в Кизил-Су. Очень хотелось бы знать кому и кем он был поставлен. http://pics.qip.ru/002gbK-201nbVt/ http://pics.qip.ru/002gbK-301nbVo/



полная версия страницы