Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение) » Ответить

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение)

Юрий: leka пишет: [quote]Юрий Леонидович с нетерпением жду вашего доклада - " Виртуальный город в виртуальном пространстве"[/quote] ali395 пишет: [quote]Заинтриговали.С большим интересом и нетерпением будем ждать [/quote] [quote]Начинаю выкладывать по частям Адаптировано для форума красноводчан Ю.Л. Чернышов Журналист Русским людям, основавшим, построившим и прославившим Красноводск, – город русской славы на Каспии,- посвящается. Исчезающий город в виртуальном пространстве. Кончина в декабре 2006 года президента Туркмении Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши, безраздельно правившего в Туркмении на протяжении последних 18 лет, вызвала всплеск интереса к дальнейшей судьбе этой среднеазиатской страны, бывшей в советское время одной из отсталых республик СССР. Отсталых не только в экономическом, но, как теперь стало очевидно, и в ментальном отношении. Внимание россиян к процессам в Туркмении понятно. Туркменбаши проявил себя не только как ярый националист, но и как отъявленный русофоб. И в этом качестве он стремился не только возвеличить туркмен как нацию, а Туркменистан как государство, но и истребить любое напоминание о вкладе русских (и, вообще, - не туркмен) в цивилизационный процесс в Туркменистане. Актами этнической чистки, «мягкого геноцида» русскоязычного населения стали: смена алфавита с кириллицы на латиницу, понижение планки среднего образования до девятилетнего, ограничение использования русского языка до одной еженедельной газеты на русском (частично – на туркменском) языке, и 15-ти минутной (в сутки) ТВ передачи на русском языке, - в основном официальных сообщений; непризнание на территории Туркменистана дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркмении; запрет балета и оперы, как не соответствующих традициям туркменского народа, и снос здания театра в столице страны – Ашхабаде; разрешение на использование Интернета только для правительственных потребностей, и одного Интернет-кафе в столице, работающего под надзором спецслужб; запрет религиозных общественных организаций, за исключением русской и еврейской (последняя проводит свои мероприятия в присутствии сотрудников спецслужб); создание жёстких дискриминационных условий для русских при приёме на работу, продвижении по службе и пр.; смена названий всех месяцев года и дней недели на искусственные (так январь стал называться «Туркменбаши»). Кульминационным моментом процесса этнической чистки стало переименование всех названий населённых пунктов, в том числе исконно русского города с богатой историей (1), крупнейшего порта на восточном побережье Каспийского моря города Красноводск - в Туркменбаши. А затем и начало планомерного уничтожения культурно-исторических сооружений и жилых кварталов исторической части Красноводска (2). (1) – Коюнлиев Б. Красноводск: Туркменитстан, 1987 – 114с. (2) - www.ashgabad.ru Вячеслав Мамедов. Начали разрушение Красноводска. Май 26, 2006 г. [/quote]

Ответов - 290, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 All

TYLERR:

Юрий: Ну, кажется, уже всё найдено по истории Красноводска. Ан, нет! Спасибо за Ваши труды! Материал обязательно будет включён в соответствующую главу или раздел.

stranger: Побывали снова в Узун Ада Кстати Google уже дает михайловский залив с хорошим разрешением.Так что остатки причалов, в виде бугорков на береговой линии, хорошо видны. Виден и причал михайловского укрепления.


Юрий: Спасибо! Фото кстати. Заканчиваю главы "Узун-Ада - Красноводская Троя" и "Гибель Узун-Ада и возрождение Красноводска". Средний снимок - хорошая иллюстрация сегодняшнего уровня моря.

Седой: По моему, этих фотографий на форуме не было,..

Владимир: Я не могу ручаться за весь форум, т.к. довольно тщательно "прочесал" только тему "Фото Красноводска" и "Исторический Красноводск". 1-ой и 3-ей фотографий не встречал, 2-ая, по-моему, встречалась в ИК - при сохранении всплыла подсказка, что такой файл уже существует. Прошу прощения, но в наше время ул.Фиолетова писалась через "о".

Седой: Владимир пишет: но в наше время ул.Фиолетова писалась через "о". Даааааа!!!,... всётаки выплыла моя"злос-щ-астная тройка" по Русскому языку,...

Владимир: Даааааа!!!,... всётаки выплыла моя"злос-щ-астная тройка" по Русскому языку,... Ещё раз прошу прощения, ей-богу,ничего личного, просто я не могу убрать надписи с Ваших замечательных фотоггафий, ресурсы моих "дров" для этого маловаты...

videokot: Седой Редкая фотка(ворота) я даже в Красноводске такой не видел

stranger: третья фотография - высший класс, первые две уже были.

Юрий: Я не встречал 1-й и 3-ей фотографии. 2-я была, кажется, в ином масштабе (без увеличения). На 1-й впервые вижу окраину Красноводска вскоре после прихода в него железной дороги. На второй интересно то, что не заметна церковь на площади Скобелева (в садике). Но, кажется, она просто теряется на фоне - что-то вроде шпиля всё-таки виднеется. 3-е фото сделано, видимо, в преддверии 50-летия прихода ж.д. в Красноводск (1946 г.) Я это событие помню. Судя по строительным лесам, идут отделочные работы сразу на нескольких обрамляющих "дорогу в Азию" колоннах и одной из главных башен - торопятся к открытию. Корабль, отчаливший от пристани №6 (он именно отчалил) - "Туркменистан" или "Дагестан". Эти два корабля, за сравнительно редким исключением, осуществляли пассажирские перевозки Красноводск - Баку. Были ещё "Тельман" и "Багиров" (поменьше размером), но те чаще обеспечивали рейсы "Красноводск - Астрахань".

Седой: Юрий пишет: 2-я была, кажется, в ином масштабе (без увеличения) это фото с открытки,... без всякого увеличения. а фото, было похожее, несколько с другого ракурса,.. Юрий пишет: что-то вроде шпиля всё-таки виднеется никак не получается разглядеть... может, всё-же, её ещё, не было,.. Да, ещё,... вроде не было, эскиз первого герба Красноводска!!! Если, что не так, прошу меня - извинить!!!

Юрий: Эскиз был. Кажется, его приводил Ю. Астанский. Но этот - очень хорошего качества и с подписью. Хорошо бы её ещё и разобрать. А вообще. по гербам уже набралась подборка.

stranger: Седой пишет: никак не получается разглядеть... может, всё-же, её ещё, не было,.. эта страница уже приводилась. Церковь на пл. Скобелева построили в1874 году.Разобрали между 1902-1903 годами. Фотография сделана,я так полагаю, в районе 1910 года плюс минус 5 лет. В то время в городе были две церкви: 1. на соборной площади,построена в 1900 году. 2. железнодорожная,перенесена из Узун Ада в 1895-1896 г. таким образом на снимке церкви быть не может.

Юрий: stranger Церковь на пл. Скобелева построили в1874 году.Разобрали между 1902-1903 годами. Ценное замечание. Для меня тем более, так как только что закончил главу "Конфессиональная жизнь города" для "Книги для чтения по истории Красноводска". Можно ли дату подтвердить ссылкой на документ или какой-текст? Я, признаться, этой даты не встречал. Единственное, что, как бы говорит об этом, так это Путеводитель по Ср.Аз. ж.д., страница из которого была на форуме. В нём отмечается, что православных церквей в Крсноводске две. Но в другом Путеводителе, кажется 1910 года (страница из него тоже была на форуме) - там где перечислено население города по переписи 1909 года - указано, что православных церквей в городе - три (это место даже обведено красным. Если имеются данные, что церковь на площади Скобелева была разобрана 1902-1903 годах, тогда можно более точно датировать время приезда Эмира бухарского в Красноводск (фото открытки и обсуждение были на форуме), а также задаться вопросом: что это за третья церковь, появившаяся к 1909 году? Или это ошибочное указание?

Юрий: Юрий пишет: что это за третья церковь, появившаяся к 1909 году? Или это ошибочное указание? Ошибки встречаются и в солидных ссылках. Вот, например, в сведениях из архива Туркестанского округа о главной церкви написано: "Красноводская военно-местная церковь во имя Св. Николая Чудотворца. Престольный праздник 6 декабря. Расположена церковь на площади, между старым и новым городом. Зданием церковь - каменная, крестообразная, в одной связи с колокольнею; вмещает до 600 человек. Сооружена по распоряжению А. Н. Куропаткина инженерным ведомством на средства казны. Начата постройкою в 1898 г., окончена в 1901 г. и 17 марта освящена". Но присмотревшись к фото (не помещаю фото из-за экономии места - их было много на форуме) легко увидеть, что здание - деревянное. Оно и не могла быть другим, потому что под церковь приспособлен Концертный зал с Нижегородской промышленной и художественной выставки 1896 года, после завершения работы выставки - сентябрь 1896 г. - переданный городу (видимо, надстроены купол, пристроена колокольня и приделы - церковь "крестообразная") как раз к завершению работ по подведению железной дороги к городу. А о том, что зал был деревянный - есть даже свидетельство Максима Горького, бывшего репортёром на той выставке. Да и не утаилось бы каменное сооружение "вместимостью до 600 человек" на фотографиях города. Эту ситуацию я подробно, - с цитатами, - разбираю в главе из "Книги для чтения".

stranger: Юрий пишет: Можно ли дату подтвердить ссылкой на документ или какой-текст? из нижеприведенной таблицы из обзора закаспийской области за 1901 год имеем 3 православных храма и один молитвенный дом в обзоре 1902 года ничего по интересующему нас вопросу обнаружить не удалось,зато страничка из обзора за 1903 год говорит о наличии в городе 2 церквей исходя из этого было сделано заключение,что церковь на площади Скобелева перестала существовать между 1902-1903 годами

Юрий: stranger пишет: страничка из обзора за 1903 год говорит о наличии в городе 2 церквей Да, я тоже обратил внимание на эту страничку. И это либо ошибка (описка), либо - загадка. В Путеводителе по Туркестану 1912 г. (стр. 157), того самого где содержится похвальное слово о вокзале (также был выложен на форуме), говорится, что имеется 3 православные церкви. Думается, что число 2, всё-таки, скорее, описка.

Юрий: Седой:... а фото, было похожее, несколько с другого ракурса,.. Да, было фото выложенное Stranger. Но оно - примерно 30-х годов, когда появился летний кинотеатр. Было и обсуждение того снимка, и тоже встал вопрос: что это там на месте церкви? Появилось даже предположение, что как раз в этот момент и ломали церковь. Но, может быть, на том снимке просматривался Ленин на пьедестале, установленном на месте церкви?

Юрий: Седой пишет: вроде не было, эскиз первого герба Красноводска!!! Хорошо, что возобновили эту тему. На форуме набралось довольно много материалов о гербах Красноводска и я попробовал обобщить их в виде очерка. Текст размещаю сейчас. Рисунки, из-за слишком позднего времени - попозже. Своей истории не имеет… Город ещё не город, если у него нет своего герба – этого символического рисунка, отражающего основное историческое предназначение, особенности населённого пункта, его связь с территорией, на которой он расположен, его статус на этой территории. Многое должен отразить этот символический рисунок. К тому же, он не должен выбиваться из традиционных принципов построения гербов. Не удивительно, что в царской России этим делом занимался специальный департамент Геральдики (как и сейчас этим занимается воссозданный Геральдический комитет), а каждый герб рассматривался Сенатом и утверждался царём. Такой путь прошёл и первый герб Красноводска. История его создания восстановлена кандидатом исторических наук М. Дурдыевым. В статье учёного «Герб дореволюционного Красноводска» опубликованной в красноводской газете «Знамя труда» (№72 (5090) 13.04.1983 г.) приводится и рисунок подлинного вида герба, который, к сожалению, из-за низкого качества полиграфии плохо просматривается. История герба города довольно занимательна. Проект герба был разработан в 1883 году, видимо в самом Красноводске, а в январе 1884 года он вместе с объяснительной запиской был направлен через Ашхабад (тогда Асхабад) в Геральдический департамент для утверждения. Представление об этом гербе можно составить по тексту объяснительной записки. В ней говорилось: «Своей истории Красноводск не имеет…Герб города Красноводска должен напоминать с одной стороны, торговую деятельность, железную дорогу, рыбное дело, и промышленность по добыче гипса и камня, с другой стороны – пустыню, которую олицетворяет верблюд. Поэтому герб разделён на две части: внизу изображено море с пароходом и пристанью и рыба на другой части его – горы, железная дорога и караван верблюдов». «Своей истории Красноводск не имеет…» - сильно сказано. Красноводск, конечно же, имел историю и, особенно, предысторию. Но не запечатлённая в гербе история как бы и не существовала. Герб выполнял роль печати истории. Этот герб, пишет Дурдыев, публиковался во многих изданиях дореволюционной России как признанный герб города. Но, по его мнению, данный герб не мог быть утверждён официально по ряду признаков, не соответствующих требованиям геральдики. И, правда, данный проект герба Красноводска не имел ничего общего с гербом Закаспийской области, утверждённым к тому времени, а это - требование правил геральдики. Кроме того, в гербе не нашло отражение военно-политическое значение города как форпоста, крепости, «опорного пункта русского проникновения в Среднюю Азию». Справка об учреждении герба Закаспийской области гласит: «6 мая 1881 года из Закаспийского военного отдела и вновь занятых земель в Ахалтекинском оазисе была образована Закаспийская область, состоящая из Мангышлакского, Красноводского и Ахалтекинского уездов, с административным центром в Асхабаде. В 1890 году Ахалтекинский уезд был переименован в Асхабадский. В 1897 году область включена в Туркестанский край. Герб Закаспийской области был утверждён 31 января 1890 года (ПСЗ, т.Х, отд.1, №6568). В лазуревом щите стоящий на золотой оконечности лев без когтей, держащий лук с порванной тетивой. Щит увенчан "древней царской короной", окружен дубовыми ветками, перевязанными Александровской лентой». Таким образом, герб Закаспийской области включал в себя следующие обязательные для отражения в гербах менее значимого статуса – столицы области и рядовых городов - элементы: на голубом поле - гепард, держащий в лапе без когтей лук с порванной тетивой (символизирующий покорённые народов), располагавшийся над жёлтой полосой (символ пустыни); корону (для городов она более простого рисунка, чем корона области). Герб города, к тому же должен быть перекрещен главными символами города. На первом проекте герба было и такое серьёзное, с точки зрения геральдики, нарушение, как направление движения или «взгляда». Движение и взгляд должны быть направлены справа налево при взгляде на герб (или слева направо на поле герба). На первом проекте и поезд движется не в ту сторону, и осётр «смотрит» не туда. Тем же признакам не соответствовал и также не был утверждён и первоначальный проект герба Ашхабада – столицы Закаспийской области. Потребовалась переработка исходного проекта герба Красноводска и от него, в конце концов, осталась лишь рыба и верблюды. Герб был утверждён только в 1908 году специальным Указом царя вместе с гербами других городов. В нём говорилось: «1908 года декабря 18 дня. По указу Его Императорского величества, Правительствующий Сенат слушали: предложенный герольдмейстером ордер… о том, что гербы городов областей: Закаспийской – Форт Александровского, Красноводска, Асхабада и Мерва … удостоены высочайшего Его императорского величества утверждения в 22 день октября 1908 года в Петергофе…». В описании герба Красноводска (оно называется «блазон») говорилось: «В червленом щите серебряный пояс, обременённый навьюченными натуральными верблюдами в ряд. Пояс сопровождают: сверху золотая о шести лучах звезда, снизу свернувшаяся в кольцо такая же рыба. В вольной части щита - герб Закаспийской области. Щит украшен серебряной трёхбашенной короною о трёх зубцах и окружён двумя якорями, соединёнными Александровской лентой». «Вольная часть» - это специальный участок герба, примыкающий к одной из сторон или находящаяся в отдельной четверти в углу щита, предназначена для размещения территоральной символики. Изображение шестилучевой звезды весьма распространено в родовой и территориальной геральдике Средней и Восточной Европы, откуда геральдические обычаи и пришли в Россию. Изображение звезды в геральдике в частности, и в символике в целом, имеет много разных смысловых значений. Обычно оно связано с понятиями «высокое», «особенное», «вечное». Строгой и однозначной традиции толкования символики звезд, пригодной «на все случаи жизни», нет. Можно сказать, что шестилучевая звезда часто используется в восточноевропейской и российской геральдике как символ гражданской славы, благородных и возвышенных устремлений, упорства в достижении цели, символ надежды. В гербах некоторых городов такая звезда помещена в знак их нового основания или в напоминание о каком-либо знаменательном событии. Это имеет прямое отношение к Красноводску – как символ нового основания города. Много шестилучевых звезд присутствует в гербах польских родов, откуда Россия непосредственно восприняла основные обычаи, традиции и даже штампы и стереотипы герботворчества. Поэтому при наличии в описании старого герба российского владельца слова «звезда», если количество лучей не оговаривалось особо, однозначно и по умолчанию предполагалось изображение звезды о шести лучах. Считать, что такие звезды некоторым образом связаны с иудейской символикой («звезда Давида» нет оснований. Иудейская «звезда Давида», в отличие от красноводской (и других), сквозная (а не сплошная) и составлена-сплетена из двух треугольников, т.е. строго говоря, даже не имеет лучей: только углы. Шестилучевая звезда и «звезда Давида» – две абсолютно разные герльдические фигуры. Натурального, в цвете, рисунка герба не сохранилось. Но его можно реконструировать по описанию и газетному изображению, приведённому в статье М. Дурдыева. С этим гербом, да и с другим, ему предшествующим, полезно сравнить герб города советского времени. На синем поле с белыми волнистыми линиями (море?) и «птичкой», видимо - чайкой, имеется ещё нечто вроде вертикального бака – символ установки нефтеперерабатывающего завода. С геральдической точки зрения герб лишён знакового ядра и отличается негеральдичной «рыхлостью» композиции, он несет чуждые средневековой науке - геральдике - изображения технических устройств современности (заводская колонна). И это – всё, что содержит современный герб. Выглядит он убого. Без фантазии. Без любви к своему городу. Будто история города началась с нефтеперерабатывающего завода. Так и воспитывались поколения «иванов, родства не помнящих», поколения людей, для которых Красноводск, действительно, не имел своей истории. Тогда же, в советское время, был выпущен даже значок с изображением нового герба. А во времена Туркменбаши изображением этого герба в обрамлении … туркменского орнамента заменили барельеф - профиль Ленина на тыльной стороне Дворца культуры, обращённой к морю. [i]Текст мыслится как раздел в главу "Имя города: Красноводск на открытках, денежных и других знаках" Буду благодарен за любую критику, замечания, предложения, пожелания. Поторопитесь - 140-летие высадки отряда Столетова на Красноводский берег (18-20 ноября по новому стилю) приближается. В Саратове подключаю для предварительной оценки всех доступных мне специалистов: историков, геофизиков, политиков, социологов.

Владимир: Да, это один из них. На них нас отправляли в Баку в пионерский лагерь. Правда, "Багирова" и "Тельмана" отчётливо не помню, но был ещё теплоходик "Москва",размерами и водоизмещением поменьше "Дагестана" и "Туркменистана" и, судя по периодичности появления, тоже бегал куда-то на север.

Юрий: Владимир пишет: но был ещё теплоходик "Москва",размерами и водоизмещением поменьше "Дагестана" и "Туркменистана" Возможно, это - переименованный "Багиров". После компании, связанной с "разоблачением культа личности и его последствий" был переименовано, кажется, всё, носившее имя Багирова.

leka: Седой, третья фотография просто класс. Судя по авто ГАЗ-59 - время съёмки 53 -61 год. Пароход конечно - же Туркменистан или Дагестан, так и слышится музыка духового оркестра, я сопровождающая каждый приход и отход парохода. Для того времени -хорошая оптика у фотоаппарата, учитывая что фото сделано с домика на горке.

Юрий: Наверняка форумчанам будут интересны новые материалы по строительству железнодорожного вокзала. Об авторстве - предположительно Бенуа и дате постройке велось длительное обсуждение на обоих Красноводских форумах. Тогда эту загадку так и не разгадали, да и разгадать не могли - материалов в Инете просто не было. Но вот только что наткнулся на сравнительно новую публикацию (2009 года), приоткрывающую эту загадку вокзала, связанную с именем Бенуа. Архитектором вокзала был действительно Бенуа Алексей Леонтьевич! Он - менее известный, чем его знаменитые родственники, потому что большую часть своей жизни провёл в Туркестане - в Ташкенте, Бухаре и др. местах. Он, в частности, проектировал дворец эмира бухарского (до 1898 г.). И, самое интересное, последние годы своей жизни (1898 - 1902) он жил в Красноводске в должности архитектора Таможенного управления. В Красноводске он и скончался. Именно в этот период он и мог заниматься вокзалом, который отдельными фрагментами очень напоминает дворец эмира в Бухаре. Впрочем, не буду отнимать у форумчан удовольствия самим познакомиться с этим материалом. Даю две ссылки http:// www.asm.rusk.ru/.../asm2/asm2_7.htm и http://ru.wikipedia.org По этим ссылкам можно и познакомиться с новыми материалами и сравнить фотографии. Думаю, также, что в Красноводском архиве могли бы найтись и какие-то материалы, связанные с жизнью Бенуа в Красноводске. А может он был и похоронен в Красноводске? Может ли кто-то из красноводчан сможет заняться этим?

Зернов: Юрий пишет: Может ли кто-то из красноводчан сможет заняться этим? Юра(извини за панибратство)ты уже столько зделал для нас,я боюсь быть льстивым. Спасибо.

Астанский Ю.А.: Юрий пишет: Впрочем, не буду отнимать у форумчан удовольствия самим познакомиться с этим материалом. Даю две ссылки Спасибо,Юрий Леонидович,с интересом прочитал статью «Туркестанский» Бенуа Э. Г. Жданова. Но к сожалению о самом проекте Красноводского вокзала,там только известная ссылка из Путеводителя 1907г.И о жизни Бенуа А.Л. в Красноводске нет никаких подробностей.Но уверен,что все эти подробности еще всплывут в интернете.Будем надеятся и искать.

Юрий: Картинка А вот и сам текст

Юрий: Спасибо за то, что не оставляете вниманием форум. Я форсировано дорабатываю "Книгу для чтения по истории Красноводска" (решил остановиться на этом названии) и, увы, меньше уделяю внимания форуму. Помню, я выкладывал эти страницы из книги писателя и художника П. Скосырева "Туркменистан", изданной в 1948 г. А как этот пост попал сюда - ума не приложу. Но - неважно. Текст страницы интересен как иллюстрация к проблеме воды в городе. Рисунок же города 1947 или 1948 года года -- единственный, известный мне. Более того, он единственный, на котором художником запечатлён остов корабля "Орлёнок", взорвавшегося в октябре 1943 г. при перегрузке артиллерийского пороха. Он виден как коричневое пятнышко у берега с левой стороны бухты. Если быть точным, то погибших кораблей было три: "Орлёнок", "Осетин" и водоналивное судно - вот гримаса судьбы - Муравьёв. На берегу долго оставались остовы двух из них. Но в народном сознании сохранилось одно имя - "Орлёнок". Вздыбленные палубы служили нам - детворе - купалкой. Взрыв был ужасающий и протяжённый - порох в банках взорвался не одновременно - иначе город был бы просто сметён с лица земли - ведь взорвалось в совокупности около 2200 тонн! Этот взрыв смутно помню даже я - как непрерывное уханье, сопровождаемое сполохами, отражёнными от стены Куба-Даг. Порох, разлетевшийся по всему заливу и затем выбрасываемый на берег (такие коричневые цилиндрики с продольными отверстиями-каналами , мы - мальчишки - собирали во время купания и использовали для мальчишеских забав. Однажды я попытался разжечь им, набитым в коробочку из под спичек, саксаул в буржуйке (жили мы тогда на ул. Кирова, прямо напротив туркменской школы, второе окно от угла - рядом с воротами). Трубу выбило из печки и подняло почти к потолку, дверку распахнуло и опалило мне нижнюю часть лица. До сих пор дико горжусь эти фактом: как же, и я - "лицо", опалённое порохом войны. Остовы кораблей были разрезаны автогеном на металл в начале 60-х годов - освобождали берег под строительство паромной переправы. На форуме есть ещё фото, где также виден остов корабля.

Зернов: ЮРА! ТЫ МОЛОДЕЦ! Ты знаешь,я тебе иногда завидую...Спасибо.

РАШИД: Люблю я Красноводск в начале мая Когда цветут акации кругом Люблю лишь потому, что мы из рая Пусть по завидуют кругом Мы родились в оазисе средь скал Где плещут волны, на берег мой песчаный Крик чаек словно мы во сне Ведь родом мы из Красноводска В приморском городе Туркменбаши.



полная версия страницы