Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение) » Ответить

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение)

Юрий: leka пишет: [quote]Юрий Леонидович с нетерпением жду вашего доклада - " Виртуальный город в виртуальном пространстве"[/quote] ali395 пишет: [quote]Заинтриговали.С большим интересом и нетерпением будем ждать [/quote] [quote]Начинаю выкладывать по частям Адаптировано для форума красноводчан Ю.Л. Чернышов Журналист Русским людям, основавшим, построившим и прославившим Красноводск, – город русской славы на Каспии,- посвящается. Исчезающий город в виртуальном пространстве. Кончина в декабре 2006 года президента Туркмении Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши, безраздельно правившего в Туркмении на протяжении последних 18 лет, вызвала всплеск интереса к дальнейшей судьбе этой среднеазиатской страны, бывшей в советское время одной из отсталых республик СССР. Отсталых не только в экономическом, но, как теперь стало очевидно, и в ментальном отношении. Внимание россиян к процессам в Туркмении понятно. Туркменбаши проявил себя не только как ярый националист, но и как отъявленный русофоб. И в этом качестве он стремился не только возвеличить туркмен как нацию, а Туркменистан как государство, но и истребить любое напоминание о вкладе русских (и, вообще, - не туркмен) в цивилизационный процесс в Туркменистане. Актами этнической чистки, «мягкого геноцида» русскоязычного населения стали: смена алфавита с кириллицы на латиницу, понижение планки среднего образования до девятилетнего, ограничение использования русского языка до одной еженедельной газеты на русском (частично – на туркменском) языке, и 15-ти минутной (в сутки) ТВ передачи на русском языке, - в основном официальных сообщений; непризнание на территории Туркменистана дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркмении; запрет балета и оперы, как не соответствующих традициям туркменского народа, и снос здания театра в столице страны – Ашхабаде; разрешение на использование Интернета только для правительственных потребностей, и одного Интернет-кафе в столице, работающего под надзором спецслужб; запрет религиозных общественных организаций, за исключением русской и еврейской (последняя проводит свои мероприятия в присутствии сотрудников спецслужб); создание жёстких дискриминационных условий для русских при приёме на работу, продвижении по службе и пр.; смена названий всех месяцев года и дней недели на искусственные (так январь стал называться «Туркменбаши»). Кульминационным моментом процесса этнической чистки стало переименование всех названий населённых пунктов, в том числе исконно русского города с богатой историей (1), крупнейшего порта на восточном побережье Каспийского моря города Красноводск - в Туркменбаши. А затем и начало планомерного уничтожения культурно-исторических сооружений и жилых кварталов исторической части Красноводска (2). (1) – Коюнлиев Б. Красноводск: Туркменитстан, 1987 – 114с. (2) - www.ashgabad.ru Вячеслав Мамедов. Начали разрушение Красноводска. Май 26, 2006 г. [/quote]

Ответов - 212, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

EdGon: Увеличил снимок.

Юрий: Спасибо! Отличное разрешение! Наконец видна фамилия фотографа - Апостоли! А откуда экземпляр "Нивы"?

Юрий: Номер вышел 16 февраля и, кажется, №7. Предположение, что вид Красновосдка относится к 1890 году (самое позднее - начало 1891 г.), остаётся в силе.


EdGon: В эл. виде несколько штук из инета.

EdGon: Загрузить № 7 за 1891 год. ___Загрузить № 8 за 1891 год. ___загрузить № 41 за 1901 год

effendi: Чем можно просмотреть журнал?

EdGon: Маленький штрих в истории Красноводска. Из всеподданнейшего отчета начальника Закаспийской области за 1899 год. Красноводск, с окончанием постройки железной дороги, прекратил свой рост, значительная часть рабочих выехала из города и он обнаружил даже временные признаки обратного движения. Новый подъем города можно ожидать лишь от развития нефтяного дела на Челекене, Нефтедаге и в других окрестных местностях. И здесь главный вопрос — отсутствие воды, что особенно чувствовалось в отчетном году, отличавшемся сухостью. Подписал: Начальник Закаспийской области, генерал-лейтенант. Боголюбов.

Юрий: EdGon пишет: Красноводск, с окончанием постройки железной дороги, прекратил свой рост, значительная часть рабочих выехала из города и он обнаружил даже временные признаки обратного движения. Это нечто новое. И вода вновь, как и самого начала основания Красноводска - главный фактор. Я добавлю этот фрагмент в очерк "Колодцы Красноводска" или в иной подходящий фрагмент "Очерков к истории Красноводска".

EdGon: ИЗ ДНЕВНИКА ЛУКНИЦКОГО П.Н. 26.08.1929 Лодка принадлежит Ниязу Дурды. Берет груза 1800 пудов. Из Красноводска в Куули зафрахтована Сольсиндикатом. Снялись с якоря, пошли 2-мя галсами к 17-й пристани - последней на краю города с востока. Пили чай. Отшвартовались. Пришли рабочие-грузчики - туркмены и персы. Погрузка кирпичей - 3000 штук. Я недолго писал, потом забрался в трюм, выкладывал кирпичи. Работал часа 4. Малым ветерком, помогая веслом, пошли к 9-й пристани грузить ячмень. Я пошел в город, в прачечную. Прачечная - гордость Красноводска. Организована 2 месяца назад коллективом безработных при бирже труда, работает хорошо, вода из опреснителя. Ведро стоит 4 копейки. 8 рабочих. Стирка дешевая: 35 копеек белые брюки, 20 копеек рубашка. Обстирывает всю железную дорогу, - постельное белье от Москвы до Красноводска. "Убивает частника и проституцию". Скоро разрастется: берет 2-й дом, хочет устроить вторую прачечную для больницы и мастерские починки и чистки. В 12 часов осматривал городской опреснитель. В день 500 ведер воды, котлы, перегонка через пар. Соль осаждается в котлах с плоскостями - "кличами". Вода получается кипяченая. Сегодня опять не уходим. Иду бродить по пристаням, захожу на пароходы, расспрашиваю, кто куда идет. У 3-й пристани моторная лодка. Говорят, через 2 часа уйдет на косу, повезет продукты изыскательской партии, вернется сегодня вечером или завтра утром. Решил съездить на косу. В 2 часа дня отправляемся. Предполагаемый канал в 14 верстах отсюда, в самом узком месте косы - 200 метров длины - будет шириной в 120 м, глубиной 18 футов - 3 сажени. Работа будет производиться землечерпалками. Изыскательская партия будет работать месяц, если погода не помешает. В Красноводске предполагается постройка мола, камни уже добываются в Уфре. ... Уфра - складочное место для нефтяных (нефть, керосин, масла, бензин) материалов, провозимых наливом из Баку и отправляемых отсюда по Туркменистану. Имеется 8 баков, общей вместимостью приблизительно 400 000 пудов. Сейчас, в связи с постройкой Турксиба и по плану пятилетки, строятся еще баки, одни из них будут вместимостью в 250 000 пудов. Работают артели котельщиков, плотников, клепальщиков. Став матросом на "Суриндже", Павел Николаевич долго плавал по Каспию на лодке Дурды Ниязова. Побывали в Куули, на Кара-Бугазе, на Огурчинском, в Гасан-Кули, обошли большую часть восточного побережья Каспия. Попробуй-ка сунься до Волчьих ворот, Там парус, как плошку, на волны кладет, Там ветра четыре, там глаза четыре, - Клади поворот в поворот. Там ясной погодою в рачьей квартире Пирует подводный народ. Попробуй-ка сунься, останься живым - Мы лодку и парус тебе отдадим, Ходи себе в море, - Каспийское море Останется детям и внукам твоим, Когда ж борода твоя станет как дым. Подчеркнуто мной.

leka: В дневнике Сельницкого от 26.08.29г упомянут владелец довольно большой лодки Нияз Дурды. Не тот ли Дурды, котрый впоследствии со своими сыновьями командовал катером Алмаз( Медик), обслуживающий с 50-х годов детский санаторий Ала - тепе? Жили они по ул Советской, чуть дальше старого здания военкомата и детского садика, известного Юрию. До сих пор помню их гостеприимный дом , чай в пиалах и колотый сахар.

EdGon: В последний день командировки молодые инженеры решили съездить на Красноводскую косу. Долго бродили они по унылым прибрежным пескам и возле поселка Кызыл-Су вдруг наткнулись на каменный обелиск, увенчанный пушечным ядром и крестом. Памятник окружала ограда из якорных цепей, ступени его были занесены мелкими песчаными волнами. "Красноводскiй отрядъ - сподвижникамъ Петра Перваго", - прочли они потемневшую надпись. Потом шли даты, среди них - "1719". Еще надпись: Въ пустынЪ дикой Васъ, братья, мы нашли И теплою молитвою Вашъ прахъ почли. - Постой, 1719 - это, случайно, не дата гибели экспедиции Бековича-Черкасского? - вспомнил Николай. - Кажется, - сказал Юра. - Не знал, что участникам экспедиции памятник здесь поставлен... Видишь дату - 1872? Должно быть, в том году соорудили. Они постояли перед обелиском, сфотографировали его и попутным катером вернулись в Красноводск. Задумчиво смотрели с кормы на уплывающую в вечернюю дымку косу, и воображение их рисовало старинные корабли у этих плоских песчаных берегов, сумрачного князя Черкасского с приставленной к глазу подзорной трубой, беспокойного, колючего гидрографа Кожина, склонившегося над картой, веселого, ясноглазого Федора Матвеева, не догадывающегося еще, какая трудная и необычная судьба его ожидает... "Въ пустынъ дикой васъ, братья, мы нашли..." Строки, высеченные на обелиске, не выходили из головы.

Юрий: EdGon пишет: Въ пустынЪ дикой Это воспоминание несколько отличается от предыдущего. И по тексту надписей на памятнике, и по описанию памятника. Однако, что касается вида памятника, то могу подтвердить: цепи и что-то в виде шаров (ядер?) на столбиках присутствовали. Что касается даты - 1872 г., то она отличается от той, которую можно принять по воспоминаниям ГУНАРОПУЛО С. А. (см. стр.4) -1871. Но это вполне может быть. Ведь прибытие в Красноводск в октябре 1871 г. вовсе не означает, что именно тогда состоялось открытие памятника. Оно могло состояться и в 1872 году. Тем не менее, оба сообщения в сокращении я включил в текст главы "Красноводск первоначальный". Спасибо за сообщения.

EdGon: Юрий Посмотрите пож. я добавил выше(пост от 20.01.09 22:47). Там точная дата открытия памятника 30 мая 1872 года.

Юрий: EdGon пишет: точная дата открытия памятника 30 мая 1872 года. Великолепно! Два года назад, когда мы с Ю. Астанским и др. форумчанами обсуждали этот вопрос, совершенно не представлялось возможным разыскать такие уточнения. И не только даты, но и инициатора установки памятника. А уж то, что он собран на общественные пожертвования, делает событие особенно значимым. Большое спасибо за Ваши поиски и находки.

EdGon: Юрий Леонидович. Делать выемки из архивных документов сложно по времени. Могу дать ссылки. В. МАРКОЗОВ КРАСНОВОДСКИЙ ОТРЯД Его жизнь и служба со дня высадки на восточный берег Каспийского моря по 1873 г. включительно. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Markozov/text1.htm Или для примера ТОЧНЫЙ ПЕРЕВОД ДНЕВНИКА ЕГО СВЕТЛОСТИ ЭМИРА БУХАРСКОГО На другой день, т.е. 16-го Шебана, в субботу утром, мы пожаловали капитану парохода «Корнилов» и другим на нем служащим офицерам и чиновникам разных степеней 16 золотых и серебряных звезд; в 10 же часов прибыли на пристань Узун-Ада. Здесь на пароходе встретили и приветствовали нас посланцы нашего друга, генерала Куропаткина, коллежский советник Игнатов и подполковник Калетин. Кроме их имели счастие представиться нам на пароходе же вызванные по телеграфу из Бухары поименованные раньше сановники в числе пяти человек, а также сын Кази Килян Мирза Бедреддина, Мулла Мир Квамеддин Махдум, сын Мулла Джан-Мирза-бий Перванечия, Гулам Али Токсаба, Мирза Астан Караул беки и Джевхер Джибачи, а равно четыре купца и четыре человека из придворной нашей прислуги. После этого сойдя с парохода, мы направились в вагоны, которые стояли в порядочно далеком разстоянии от пристани. Весь этот наш путь, по распоряжению нашего хорошего друга генерал-лейтенанта Куропаткина, был устлан дорогими коврами и разукрашен флагами. Когда дошли до того места, где стояли вагоны, представился нам почетный караул, который мы приняли и поблагодарив всех присутствущих за оказанные нам почести и внимание, сели в приготовленные для нас вагоны. Затем наградив 9-ть человек из должностных лиц железнодорожного ведомства золотыми и серебряными орденами разных степеней, пустились мы в дорогу и на другой день 17 Шебана, в воскресенье, прибыли в город Асхабад. Здесь встретил нас генерал Куропаткин, который войдя в вагон дружески нас приветствовал, причем выразил душевную свою радость и удовольствие по поводу оказанных нам Его Императорским Величеством милостей и почестей. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/m.asien.htm http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/M.Asien/XIX/1860-1880/Gunaropulo/v_stepi_2.htm http://i077.radikal.ru/0901/35/32555476aa18.jpg

Юрий: Спасибо! Материалы нашли отражение в темах о приезде Эмира бухарского в Красноводск и "Гибель Узун-Ада"

EdGon: Несколько слов о карте. На карте значения широты совпадают с настоящими 40 градусов севера. А вот с долготой есть проблема. На карте значится около 71 градуса, настоящими значения около 53 градуса. Разница в 17.5 градуса. На международном конгрессе в Вашингтоне в 1884 году было принято единодушное решение считать начальным Гринвичский меридиан. По этому можно считать, что карта составлена до 84 г. Ж/Д начали строить в 1880 году. На карте пути довели только до Кызыл-Арвата. Движение поездов по всему 232 километровому участку от Михайловского поста до Кызыл-Арвата открылось 20 сентября 1881 г. Карту можно датировать 1882-1883 годом.

Юрий: EdGon пишет: вот с долготой есть проблема. С долготой Вы вразумили. Я ещё раньше поломал-поломал было голову над этой неясностью, подумал, что тогда была принята другая система координат, положил перед собой книжицу Д. ХАУЗ "Гринвичское время и открытие долготы", да так и не сподобился найти причину расхождения. Спасибо! И привязка к конгрессу 1884 года - хорошая мысль. Для любителей истории и точности: вот резолюция I, принятая 41 делегатом из 25 стран 1 октября 1884 года в Вашингтоне: "Конференция рекомендует принять единый нулевой меридиан для всех государств, вместо множества начальных меридианов, существующих в настоящее время". И резолюция II, конкретизирующая положение этого единого меридиана: "Конференция предлагает правительствам, представленным здесь своими делегациями, применение меридиана, проходящего через центр пассажного инструмента обсерватории в Гринвиче, в качестве начального меридиана". Именно Гринвичский же меридиан был избран без всякого научного обоснования, а лишь потому, что на момент конференции (видимо по статистике страхового общества Ллойда) 34 663 корабля, суммарной грузоподъёмностью 14 600 792 тн., представляющие 65% всех кораблей и 72% общей грузоподъёмности, пользовались Гринвичским меридианом. Случись эта конференция раньше - не было бы у нас головоломки с картой Ахал-Текинского оазиса. Но благодаря головоломке - выросли наши познания. Словом, что бы ни делалось, всё делается к лучшему, в этом лучшем из миров.

АН-2: EdGon 22 января, 17:31, за какую карту идет разговор?

EdGon:

АН-2: EdGon Спасибо за карту,

EdGon: Хочу отметить, что эта карта "жизни". Здесь отмечены все колодцы Туркестана.

Юрий: EdGon пишет: это карта "жизни". Здесь отмечены все колодцы Туркестана. В Туркмении - так: есть колодец - есть жизнь. И наоборот. Не удивительно, что все отчёты об экспедициях красноводского отряда 1871 -1873 гг. сопровождаются отчётами о колодцах: расстоянии между ними, наполняемостью, качеством воды. И сводки о военных действиях против басмачей пестрят названиями не столько населённых пунктов, сколько колодцев. Вот уж действительно: в Туркмении без воды - и ни туды, и ни сюды. Потому я и назвал один из разделов своего повествования о Красноводске - "Колодцы Красноводска".

АН-2: Юрий Басмач, кто это? Моджахед, кто это? Куркуль, кто это? ВМН, что это? Перечислять можно долго, но пора отойти от советских стереотипов.

Юрий: АН-2 пишет: Перечислять можно долго, но пора отойти от советских стереотипов. Может быть и пора. Но куда именно отойти? При использовании "стереотипов" по меньшей мере понятно, о чём идёт речь. При замене "стереотипов" на иное, что не относится к стереотипам, надо быть уверенным хотя бы в том, что нововведение не является тоже стереотипом в какой-то иной категории рассуждений. Во-вторых, надо быть уверенным, что будешь однозначно понят. В- третьих, необходима уверенность, что замена приемлема для всех участников разговора. Исходя из этого, арсенал используемых языковых средств (слов, выражений, сравнений и т.д.) сам по себе отдельная тема. А в русском языке - сложная и болезненная тема. Давно выяснено, что русским языком хорошо писать поэтические и литературные произведения, но очень сложно, а порой невозможно рассуждать (и обсуждать) логически. Слишком много требуется пояснений - почти к каждому значащему слову. Оттого у нас множество заимствований из других языков, вплоть до "грамматических уродств". Хотя, казалось бы, есть русские эквиваленты. Есть то - оно есть. Да имеют такие оценочные оттенки, что лучше и не применять. И потому, думаю, в массовой русской речи распространён мат. Хотя, если вдуматься, стереотип - дальше некуда. Зато всем всё понятно, даже если на одном единственном слове построен целый диалог. Вот пример из советских времён: двое рабочих носят на носилках кирпичи на какой-то этаж. Один другому говорит: "На фига ты до фига нафигачил?" Следует ответ: "Ни фига не до фига, дофигачим". Замените слова "фига" другим, - что было реально употреблено, всё равно всё понятно. Частично проблему понимания можно решить, вводя пояснения и оговорки. Но и они, также, порой, становятся предметом недоумений и требуют расшифровки. Так, взял я однажды в ковычки "бакинские комиссары". Тут же возник вопрос: А почему в ковычках? Да потому, - потребовалось разъяснение, - что комиссарами были только 9 из них... И т.д. Но это можно делать до бесконечности, что само по себе интересно, но в рамках какой-отдельной темы. Иначе любую тему можно превратить в глубокомысленный флуд. Передо мной последний выпуск приложения к "Независимой газете" - "НГ - наука" от 14 января. Целая полоса под рубрикой ЛИНГВИСТИКА посвящена этой теме. И в одной из двух статей язвительно подмечено, как Андрей Макаревич, начав телепередачи с рассказом о своих подводных погружениях, стал применять слово "дайвер" (то ли - производное от англ. dry - сухой, то ли от какого-то иного слова), возможно - не желая повторять стереотип "аквалангист". И, тем самым, "дайвер" отправил на дно всех "аквалангистов", "ныряльщиков", "водолазов" и "подводников". Появилась мода - подводное ныряние (плавание, погружение) называть как Макарвич. Стоит ли следовать этому примеру?

EdGon: Самый простой просмотрщик файлов DjVu

stranger: Здесь Карта Колодкина 1826 года издания. Обратите внимание на речку "Красноводскую" между мысом Тарта и Киянлами. Я полагаю Колодкин назвал речкой русло пресыхающего ручья,время от времени наполняющегося после ливневых дождей. http://rapidshare.com/files/188060658/__1048___1079___1086___1073___1088___1072___1078___1077___1085___1080___1077__001.rar.html Приятного просмотра

effendi: stranger пишет: Здесь Карта Колодкина 1826 года издания. Обратите внимание на речку "Красноводскую" между мысом Тарта и Киянлами. Stranger, ссылка не открывается...повторить можно как то?

EdGon: effendi Попробуйте скачать здесь "Карта Колодкина 1826" _ 27.8 Мгб.

effendi: Спасибо. А можно выложить кусок карты? Большая она для туркменского интернета :)) Да и по-большому счету все море мне не нужно



полная версия страницы