Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение) » Ответить

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение)

Юрий: leka пишет: [quote]Юрий Леонидович с нетерпением жду вашего доклада - " Виртуальный город в виртуальном пространстве"[/quote] ali395 пишет: [quote]Заинтриговали.С большим интересом и нетерпением будем ждать [/quote] [quote]Начинаю выкладывать по частям Адаптировано для форума красноводчан Ю.Л. Чернышов Журналист Русским людям, основавшим, построившим и прославившим Красноводск, – город русской славы на Каспии,- посвящается. Исчезающий город в виртуальном пространстве. Кончина в декабре 2006 года президента Туркмении Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши, безраздельно правившего в Туркмении на протяжении последних 18 лет, вызвала всплеск интереса к дальнейшей судьбе этой среднеазиатской страны, бывшей в советское время одной из отсталых республик СССР. Отсталых не только в экономическом, но, как теперь стало очевидно, и в ментальном отношении. Внимание россиян к процессам в Туркмении понятно. Туркменбаши проявил себя не только как ярый националист, но и как отъявленный русофоб. И в этом качестве он стремился не только возвеличить туркмен как нацию, а Туркменистан как государство, но и истребить любое напоминание о вкладе русских (и, вообще, - не туркмен) в цивилизационный процесс в Туркменистане. Актами этнической чистки, «мягкого геноцида» русскоязычного населения стали: смена алфавита с кириллицы на латиницу, понижение планки среднего образования до девятилетнего, ограничение использования русского языка до одной еженедельной газеты на русском (частично – на туркменском) языке, и 15-ти минутной (в сутки) ТВ передачи на русском языке, - в основном официальных сообщений; непризнание на территории Туркменистана дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркмении; запрет балета и оперы, как не соответствующих традициям туркменского народа, и снос здания театра в столице страны – Ашхабаде; разрешение на использование Интернета только для правительственных потребностей, и одного Интернет-кафе в столице, работающего под надзором спецслужб; запрет религиозных общественных организаций, за исключением русской и еврейской (последняя проводит свои мероприятия в присутствии сотрудников спецслужб); создание жёстких дискриминационных условий для русских при приёме на работу, продвижении по службе и пр.; смена названий всех месяцев года и дней недели на искусственные (так январь стал называться «Туркменбаши»). Кульминационным моментом процесса этнической чистки стало переименование всех названий населённых пунктов, в том числе исконно русского города с богатой историей (1), крупнейшего порта на восточном побережье Каспийского моря города Красноводск - в Туркменбаши. А затем и начало планомерного уничтожения культурно-исторических сооружений и жилых кварталов исторической части Красноводска (2). (1) – Коюнлиев Б. Красноводск: Туркменитстан, 1987 – 114с. (2) - www.ashgabad.ru Вячеслав Мамедов. Начали разрушение Красноводска. Май 26, 2006 г. [/quote]

Ответов - 212, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Юрий: Седой пишет: Так что, это получается, все-таки и план по застройке, пусть не на далекое, но все-таки будущее,.. Ещё раз,.. Да простят меня, Многоважаемые Аксакалы, за дерзость!!!,.. Да какая уж дерзость? Нормальные размышления. Да и я предполагаю, что на плане отображены как реально существующие объекты, так и те, что мыслились в развитие города. Одними из реально существовавших на момент составления Плана были, думаю, тропинки, по которым ходили горожане. Они и вокруг кладбища на перекрёстке улиц Кирова-Чапаева, они же обозначили изгиб будущей Первомайской. Кстати, кладбище хорошо видно на одном из снимков, выложенных Stranger (на том, где Колодезная площадь). Штрихами обозначено и всё, относящееся к железнодорожному узлу. Видны наметки даже депо с поворотным кругом. При реализации этой части плана, то есть - позже, и то, и другое, мне кажется, было несколько смещено ближе вокзалу (но это может быть только моё ощущение из-за давности лет). Очень интересна пометка "засыпка моря" перед намечаемыми пристанями. Если учесть, что год создания Плана - 1895 (Юрий Аркадьевич, видимо, оговаривается, указывая на 1885 год), то есть - год катастрофического землетрясения, уничтожившего Узун-Ада, то в намерении устроить "засыпку" можно усмотреть стремление поднять уровень береговой черты в этом месте...учитывая последствия докатившейся волны от цунами в районе Узун-Ада. Думаю, что разработчики Плана, даже если он был завершён ранее, чем случилось землетрясение (8 июля 1895 г), обязаны были вернуться к нему для уточнения. И о том, что в те годы некоторые здания пришлось переносить подальше от береговой черты, я буквально вчера нашёл маленькое документальное свидетельство. Привожу его. Духовный источник Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир Первые по времени Главы из книги “По следам апостола Фомы”. Протоиерей Андрей Малов: – Лучше бы мне дали митру вместо ордена... "В Красноводске имелось три храма. Один из них, во имя святого Архистратига Михаила, в 1895 году при разливе Каспия оказался под угрозой затопления. Русские моряки перенесли его с затопляемого полуострова и поставили вновь на безопасном месте. (Это – единственный сохранившийся храм Красноводска, ныне действующий)". В цитате много неясного. Но можно предположить, что написано со слов "свидетеля" или "свидетелей", которые склонны и к преувеличению, и всегда грешат иным образом в своих показаниях. И что за "разлив Каспия" могло быть принято временное поднятие уровня и ожидание нового. Неясно, и что за "полуостров" имеется в виду. Но ясно, что это тот храм, что стоит и сейчас, и в котором меня крестили. Возможно он в 1895 году стоял на самом берегу, на каком то выступе, мыске (позже исчезнувшем при засыпке), и подвергся также натиску волны, а потом был перенесён за линии будущей железной дороги. Можно и нужно и дальше продолжить размышления и поиски. Только так можно найти новые документы и свидетельства. Так, давно занимавшая меня загадка о воздействии землетрясения 1895 года на Красноводск, постепенно решается. Было, конечно, это воздействие. Не случайно в городе долго после него не строили даже двухэтажных домов. Что касается сомнений в тех или иных версиях, то имеет смысл, мне кажется, руководствоваться простой установкой: "Сомнение - гигиена ума". По моим наблюдениям это помогает.

stranger: Юрий пишет: В Красноводске имелось три храма. Один из них, во имя святого Архистратига Михаила, в 1895 году при разливе Каспия оказался под угрозой затопления. Русские моряки перенесли его с затопляемого полуострова и поставили вновь на безопасном месте. (Это – единственный сохранившийся храм Красноводска, ныне действующий Речь, по видимому, идет о ныне существующей церкви. На всех старых снимках она называется железнодорожной. Полуостров о котором говорится в сообщении- это Узун Ада. После того как церковь разобрали в Узун Ада и вновь поставили в Красноводске,церквей стало три,две из них,как мы знаем, изчезли,а одна осталась. Если прочитать вот это сообщение,то все станет ясно. "8 ноября, в Узун-Ада состоялось торжественное освящение первой русской церкви в Закаспийской области. До сего времени были только две военно-походные церкви в Асхабаде и Мерве. Церковь построена по проекту академика Урлауба на пожертвования жителей и торгово-промышленных контор. Престол освящен во имя Св. Архистратига Михаила." Это сообщение датировано 1888 годом. Кроме того в Красноводске есть еще одно здание перенесенное из Узун Ада - это Клуб Строителей. Деревянная камера хранения на жд вокзале тоже была из Узун Ада. Откуда у меня эта информация я сейчас не вспомню.

stranger: stranger пишет: Кроме того в Красноводске есть еще одно здание перенесенное из Узун Ада - это Клуб Строителей Прошу прощения, не клуб строителей, а железнодорожный клуб.


Юрий: Мне также где-то встречалась фраза о том, что после землетрясения в Узун-Ада была разобрана и перенесена в Красноводск деревянная школа, которой до этого в Красноводске не было. Это очень важное свидетельство и штрих к оценке Плана. Впрочем, отсутствие школы в тот период для меня не удивительно. Вот что писал известный в то время публицист и драматург И.М. Булацель о Красноводске в журнале Нива,1891, №7, с. 145,159. то есть за четыре года до землетрясения: «…полуостров Узун-Ада, которому и была передана отнятая у Красноводска роль главного порта Каспийского моря, а с ним и начального пункта Закаспийской железной дороги. Город (Красноводск – Ю.Ч.) стал пустеть. Из 3 000 жителей, которых он насчитывал в своих стенах, в настоящее время не осталось и 500. Торговля тоже упала, большинство магазинов и лавок закрылись, дома опустели, гавань и пристань погрузились в безмолвие... Изредка лишь монотонная и унылая жизнь города оживлялась приходом хивинского каравана с произведениями этого края или соляными караванами, доставлявшими из степей соль... Крайне неудобные местные условия пустынного полуострова Узун-Ада, его полная неспособность выполнить насильственно ему навязанные роли главного порта края и начального пункта дороги... Командирована в Закаспийскую область специальная комиссия для производства изыскания по постройке новой линии железной дороги, имеющей соединить Красноводск со станциею Молла-Кара Закаспийской дороги, причем на эту же комиссию было возложено исследовать тщательно, строго и подробно, все условия обоих пунктов, т. е. Красноводска и Узун-Ада, со стороны не только исключительно технической, но и руководясь коммерческими и стратегическими соображениями, неразрывно связанными с государственными, а также и коммерческими интересами края. Комиссия эта, проработав на месте около трех месяцев, категорично и безусловно высказалась против Узун-Ада, отдав преимущество Красноводску. В силу этого обстоятельства, в весьма непродолжительном времени начнется и самая постройка новой линии от Красноводска до станции Молла-Кары, протяжением в 128 верст... С окончанием этой постройки и с открытием по ней движения, Красноводск снова займет бесспорно и по праву принадлежащее ему место главного порта восточного побережья Каспийского моря.... и возродившийся, примкнет к общей активной жизни на благо и пользу этой отдаленной, имеющей для нашей родины столь серьезное значение, окраины". Если оценка численности населения Красноводска в 500 человек, данная Булцелем близка к действительной, то к большей части серьёзных строений и учреждений города, как то Дума, Театр, школа следует относиться как к Плановым, то есть, предполагаемым к строительству. При том, Дума, например, в то время вообще не могла существовать по статусу Закаспийской области. А вот как изменилась численность населения согласно переписи 1897 года. Наименование губернии, уезда, города Возраст Пол Обоего пола Мужчин Женщин Красноводский уезд - весь 0 962 448 514 1-9 12960 6480 6480 10-19 9200 5212 3988 20-29 11324 7182 4142 30-39 7803 4622 3181 40-49 5057 2867 2190 50-59 3342 1827 1515 60-69 2017 1098 919 70-79 745 398 347 80-89 244 116 128 90-99 50 28 22 100-109 6 3 3 110 и более 1 1 0 Неизвестного возраста 57 30 27 ИТОГО 53768 30312 23456 Красноводский уезд - г. Красноводск 0 128 70 58 1-9 608 306 302 10-19 726 505 221 20-29 2476 2085 391 30-39 1496 1223 273 40-49 587 475 112 50-59 195 143 52 60-69 71 56 15 70-79 29 15 14 80-89 2 0 2 90-99 0 0 0 100-109 0 0 0 110 и более 0 0 0 Неизвестного возраста 4 4 0 ИТОГО 6322 4882 1440 Красноводский уезд без города 0 834 378 456 1-9 12352 6174 6178 10-19 8474 4707 3767 20-29 8848 5097 3751 30-39 6307 3399 2908 40-49 4470 2392 2078 50-59 3147 1684 1463 60-69 1946 1042 904 70-79 716 383 333 80-89 242 116 126 90-99 50 28 22 100-109 6 3 3 110 и более 1 1 0 Неизвестного возраста 53 26 27 ИТОГО 47446 25430 22016 От оценочной численности в 500 человек население Красноводска за 6 лет выросло до 6 322 человек, причём 608 - десятая часть - были в возрасте до 9 лет! Население росло довольно бурно. Разработчики Плана смотрели далеко вперёд! Вот почему на плане намечены учреждения, которые вызывают вопросы. Особенно те из них, которые так и не были построены (к ним я отношу, безусловно, Театр).

Юрий: Очень ценная справка о строительсте церкви в Узун-Ада! Так и придётся, собрав по крупицам все сведения об Узун-Ада, обновить очерк "Гибель Узун-Ада", с тезисами о которой я выступал на конференции в Саратовском университете в марте этого года.

Астанский Ю.А.: Cедой пишет: "Да простят, меня Уважаемые Аксакалы форума (в прямом и переносном смысле!), но на Плане, видно, почти всё, и существующие, и планируемые объекты,.. Во первых; посмотрите на *планируемые* причалы, они отмечены – штрихпунктирной чертой,.. Во вторых; здание, на углу Маркозовской (Д.Бедного), и Рутковской (К.Маркса), тоже в отличие от остальных, штрихпунктиром… Ну и, это кладбище, на перекрёстке, Бековича (Кирова), и Интендантской (Чапаева), ну никак не вписывается не в границы кварталов, не в границы улиц,." Я уверен,что сочетание взглядов "аксакалов" и молодых,но "СЕДЫХ" участников форума,это лучшая возможность,которую представляет нам наш форум.Очень интересные наблюдения Седого о намеченых пунктиром пирсов в Порту и одного строения на углу Рутковской и Маркозовской.Мне,кажется,что это подтверждает мысль,что все остальное,что начерчено сплошными линиями существовало на 1895г(с датой у меня действительно была описка) Насчет кладбища на перекрещении улиц Бековича и Интенданской у меня возникли такии мысли: - это кладбище не может быть православным,т.к. для этого на краю города отведено специальное место,а во-вторых царская Россия была христианским государством и не могла допустить прокладки улиц по христианскому кладбищу. - а вот туркменским,мне кажется,это кладбище могло быть.Насколько я знаю у туркмен было не принято ставить на могилах памятники,не принято было посещать могилы и считалось,что надо что бы время сравняло могилу с землей.Вот по такому заброшенному кладбищу улицы могли пройти(строители могли о нем и не знать).А получив впоследствии информацию о кладбище от местных жителей,составители Плана,посчитали необходимым его нанести на карту.Это,конечно,версия.

Астанский Ю.А.: Еще одна заметка,глядя на "План г.Красноводска".В наше,т.е. послевоенное время, в Красноводске бытовало слово "пих-пах",которым называли бродяг,бомжей(по лексикону последних десятилетий). Повидимому деклассированные элементы стали прибывать в г.Красноводск,сразу,как здесь появилось гражданское население.На эту мысль наводит наличие на карте объекта "НОЧЛЕЖНЫЙ ПРИЮТ" на углу Волковниковской(Коммунистической) и Александровской(Фиолетова).

Юрий: Астанский Ю.А. пишет: Повидимому деклассированные элементы стали прибывать в г.Красноводск,сразу,как здесь появилось гражданское население. На эту мысль наводит наличие на карте объекта "НОЧЛЕЖНЫЙ ПРИЮТ" Мне кажется, что это учреждение скорее планово-предупредительное, так сказать, чем реальное в период составления плана. При 500 жителях (выше я привёл описание Красноводска 1891 года, данное И.М. Булацелем И.М.) вряд ли был смысл в специальном заведении типа НОЧЛЕЖНЫЙ ПРИЮТ - вполне хватило бы при надобности и камер при гауптвахте. Да, только, думаю, надобности в том не было.

Астанский Ю.А.: Юрий пишет: Мне кажется, что это учреждение скорее планово-предупредительное, так сказать, чем реальное в период составления плана. При 500 жителях (выше я привёл описание Красноводска 1891 года, данное И.М. Булацелем И.М.) вряд ли был смысл в специальном заведении типа НОЧЛЕЖНЫЙ ПРИЮТ - вполне хватило бы при надобности и камер при гауптвахте. Юрий Леонидович,я продолжу свои попытки поразмышлять,глядя на План г.Красноводска. 7.Я согласен с дополнениями сделанами «Седым»,что на карте есть несколько объектов начерченых штриховыми линиями и их следует считать «планируемыми» к строительству. Но все остальное начерченое сплошными линиями все-таки полагаю надо считать существующими в действительности. 8. Почему я продолжаю отстаивать такую точку зрения? во-первых – план строительства(развития) города,я думаю не могли поручить какому-то коллежскому советнику и какому-то капитану,такие задачи решают архитекторы-градостроители. Во-вторых- план строительства всегда согласуют с заинтересованными инстанциями и они визируют сам документ.На Плане нет виз ни ж-д начальства,ни нач.полицейского уч-ка ни т.п. В-третьих – Проект всегда утверждается каким-либо руководителем в чью компетенцию это входит.В данном случае,если бы это все было проектом,то утверждать,наверное должен был даже не начальник уезда,а губернатор Закаспийской области и не важно смотрел ли он этот План или нет,на нем бы было место для подписи с указанием всех титулов этого лица. 9. Обратите внимание на запись под заголовком карты.Там написано: снимали и чертили колл.советник Софонов и капитан Лукин.Снимать и чертить можно только то,что существует. 10.конкретно о «ночлежном приюте». 500 чел населения,это какой-то кратковременный казус в истории становления города Красноводска.Я не помню точной даты,но где-то в те года Красноводск императорским постановлением получил статус города.Население,по памяти, было около 7 тысяч.Если на такой город представить что собралось 10 бродяг,то им приют как раз и пригодится.А гаупвахта находится в распоряжении военного гарнизона.Всегда при всех властях существовали ведомственные барьеры и никогда военные не стали бы заниматься гражданскими бродягами.

Юрий: Астанский Ю.А. пишет: 500 чел населения,это какой-то кратковременный казус в истории становления города Красноводска.Я не помню точной даты,но где-то в те года Красноводск императорским постановлением получил статус города.Население,по памяти, было около 7 тысяч. Верно. По переписи 1997 года, через два года после составления Плана в городе проживало 4882 лица мужского пола и 1440 женского (одна женщина на троих мужчин), всего 6 332 лица. А оценка Булацелем дана семью годами ранее. Теперь, о возможности существания Думы в 1895 году. Придание Красноводску статуса города, даже если они и имело место, не означало автоматического наделения его теми же правами, что обладали города европейской части Империи. В России разные территории обладали самыми разными правами. Что касается Красноводска, то следует, думаю, ориентироваться на следующую историческую справку: "Возникшая в 1881 г. Закаспийская область до 1890 г. входила в Кавказское наместничество, а затем перешла в ведение Туркестанского генерал-губернаторства. К последнему административно относились также Ферганская и Самаркандская области. Первая включала в себя Маргеланский, Андижанский, Кокандский, Наманганский и Ошский уезды, вторая состояла из Самаркандского, Джизакского, Катта-Курганского и Ходжентского уездов. Закаспийская область делилась на уезды: Асхабадский, Красноводский, Мангышлакский, Мервский и Тедженский. Областные правления, являясь исполнительными органами власти, находились под контролем военных губернаторов; это был новый тип административного устройства, привнесенный в Среднюю Азию. Они ведали вопросами землевладения, землепользования, водопользования в оседлых и кочевых районах генерал-губернаторства, устанавливали и собирали налоги, контролировали работу уездной городской и сельской администрации, судов, занимались проблемами городского хозяйства. Города Туркестанского и Степного генерал-губернаторств в отличие от городов Европейской России не пользовались правом самоуправления. В 1877 г. исключение в этом отношении было сделано лишь для Ташкента: здесь действовало городское положение, по которому избиралась городская дума, состоявшая из городского головы и гласных. Но только одна треть гласных избиралась от "азиатской", а две трети — от "русской" части города. При этом в выборах проявлялись ограничения по этническому, имущественному и образовательному признакам: так, например, гласными могли быть только представители купечества, из предпринимательской среды и интеллигенции". В этой справке никаких исключений, кроме Ташкента, не указывается. Вряд ли Красноводск в 1895 году, даже если там проживало бы не 500, а 5000 человек, мог быть таким исключением. Более правдоподобным выглядит то, что планировщики, топографически снимая местность и чертя на ней План города , проектировали будущее. И делали это, без сомнения, не на основе собственных представлений об этом будущем города, а руководствовались указаниями вышестоящих начальников. А раз так, то ни о каком реальном существовании городской думы речи быть не может. Значит на плане – не реально существующее учреждение, а лишь предполагаемое, планируемое. То же самое следует сказать о театре. Ну, какой театр мог быть при 500 жителях? Следовательно, все пометки на этом «квартале» - предположения планировщиков. Думаю, следует столь же придирчиво отнестись и к другим надписям на плане. А их (и надписей и придирок) не мало. И потому, безусловно, следует продолжить рассуждения.

Богатская: Слово пих-пах , как нам рассказывал в школе Ицик Шиманович Грингруз - надеюсь многие его знают и помнят -произошло от того что люди,которые не имели жилья , ночевали у единственной на то время котельной на улице Чапаева и труба этой котельной издавала звук пиф-паф - отсюда и пошло название

Юрий: Часть улиц Красноводска назывались именами памятных в военном отношении мест. По образцу того, как назывались воинские части, проявившие доблесть в боях за конкретную территорию, плацдарм и т.д. Тем самым, называя улицы по типу воинских традиций, преследовалась цель сохранить память о доблести воинов, участников присоединения к Империи новой территории (подробно о таких названиях написал Ю. Астанский в своём разделе). Названия улиц на Плане Красноводска – это, по-существу, исторический код – по ним можно изучать историю присоединения Туркмении к России. В них отражены и первоначальная история освоения этой части каспийского побережья (улица Бековича), и царствующие имена – от Петра (Петровская) до имён царской семьи, царствующей в период высадки Столетова, и наиболее заметные исторические личности (Ю. Астанский хорошо это показал), и места, памятные по серьёзным военным действиям, и, возможно, даже память о трагическом землетрясении 1895 года. (Улица Узун-Адинская, параллельная началу будущих железнодорожных путей – как символ преемничества Красноводском роли начального пункта и Ворот в Среднюю Азию). И, разумеется, есть группа названий, отражающих «функцию» улицы, её приближённость к тому или иному значимому объекту. Ул.Садовая – долгая загадка для всех красноводчан – конечно же, как прилегающая к саду. Клубный переулок – с тыльной стороны офицерского Собрания – значит там был и Клуб для господ офицеров (будущий Клуб моряков), Земский переулок – вот, загадочка (самоуправления в городах Туркестана, кроме Ташкента, не предусматривалось), – видимо в будущем планировалось в этом месте Земство, либо, здесь находилось учреждение уездного управления по решению земских, местных вопросов. А чего стоят улица Большая Булагская то есть, Большая Родниковая (!), Колодезная площадь, Колодезный переулок!

Юрий: Любопытно название «Шикская улица» (правильнее было бы – «Шихская», - в советское время – МОПРА, сейчас – Зелили). В этом названии, возможно, отдано должное местной, привилегированной религиозно-социальной группе туркмен - «шихов», проживающей в прилегающей местности с незапамятных времён. Вот какое имеется свидетельство тому, со ссылкой на дореволюционное издание энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона. "Эркин Туркменистан" - Стенька Разин и Сережка Косой в Туркмении. Народные предания о набегах русских казаков С.Демидов 14/11/2002 Стенька Разин в Туркмении «Собирая материалы по истории туркмен, осенью 1959 года в селении Киянлы, что на берегу седого Каспия, я услышал необычное предание. Согласно ему, Гонамбаши, то есть "главой кладбища", первым похороненным большого старинного кладбища Шихлар, находящегося километрах в шестнадцати севернее Красноводска (ныне Туркменбаши), является не один человек, как обычно, а целый коллектив – 26 шихов, погибших в один день во время произошедшего 800 лет назад (цифра явно явно преувеличена - Ю.Ч.) набега русских (орус галтаман вагтында). Поэтому и кладбище получило название во множественном числе – "шихи". "Ших" же название одной из шести привилегированных в прошлом религиозно-социальных групп у туркмен, известных под собирательным именем "овлят"». И, возможно, кладбище, на пересечении ул. Бековича (Кирова) и Интендантской (Чапаева) – это кладбище именно шихов (хотя, нельзя исключить, оно могло быть и кладбищем первых поселенцев). Кстати, в этом месте современная улица Кирова (название из советского времени) как бы отступает вниз, создавая расширение. Не следствие ли это того, что строители «тихого двора» (он же после войны – «Шанхай»), знали о находившемся ранее в этом месте кладбище, и потому намерено сдвинули границу квартала, чтобы не строить его в буквальном смысле на костях. Вообще, любой город, хранящий свою историю, имеет публикации, а то и книги, раскрывающие смысл названия своих улиц, площадей и, переулков. Так в Саратове недавно вышла книга краеведа Ю. Сафронова (того самого, что писал о саратовском и красноводском же купце-виноторговце Епифанове) «Имя твоей улицы» - о названиях улиц Саратова. Думаю, что Красноводск тоже заслуживает того, чтобы было сделано нечто подобное, хотя бы в виртуальном варианте.

stranger: Улица Островского

Юрий: Спасибо! Если не изменяет память, ближайший видимый перекрёсток - с улицей Фиолетова. Если повернуть за угол налево, то с правой стороны будет "летний клуб моряков", попросту - летний кинотеатр. Вдали - Казахская школа, напротив неё, - через улицу по этой же, правой стороне, - был магазинчик, ближе - больница, а первый дом справа - кажется роддом?

Tasha: Юрий пишет: а первый дом справа - кажется роддом? Этот дом и есть !-й интернат имени Макаренко учебный корпус,а через дорогу с правой стороны спальный корпус этого же интерната... Роддом новый выше интерната по ул.Фиолетова...На перекрестке улиц Фиолетова и М.Кули... Интересно,какого года это фото?Еще горы не застроены..

stranger: Tasha пишет: Интересно,какого года это фото? дата на фото-38 год

елена87: Одноэтажное здание-учебный корпус интерната. А двухэтажное-спальный корпус.

Богатская: А ексли идти ваше , то там была старая толкучка и вход был именно с этой улицы

leka: Входов на старую толкучку было два: один, главный - с ул Островского, второй - с ул Махтум Кули. Тень на учебном корпусе интерната - не тень летнего клуба моряков, а тень 2-эт. портовской дом барачного типа с жуткими пропахшими керосином общими коридорами и обнаглевшими тараканами. Почему-то во двор именно этого дома привозили в бочке молоко.

Юрий: Да,это так. Летний клуб моряков был дальше, кажется следующий по ул. Фиолетова, и на улицу выходил лишь забор этого, с позволения сказать, клуба. Да я и не знаю, а было ли что-то ещё, на этом клубном пространстве, кроме будки киномеханика и экрана.

stranger: 1939 год. Сердце города

Юрий: Замечательно! Ясно, что знаменитая "Газвода" существовала в год моего рождения! А вот озеленения на Шаумянке ещё не было, как и на участке, расположенном выше этого места. Слева - уже известный нам угловой магазин Епифанова. На нём висит интересный объект - раструб. Это уличный громкоговоритель. Значит в городе уже был радиоузел. Вдали, за Клубом моряков виден ещё один любопытный объект - вроде высоченной мачты. Это, видимо, одна из двух мачт радиостанции, разместившейся на территории бывших казарм. Вторая мачта расположена выше - почти напротив ул. Д.Бедного. Радиостанцию строил, судя по рассказам, известный в городе талантливейший инженер-самоучка широкого профиля, радиоинженер и радиолюбитель, будущий строитель Телецентра Вячеслав Ярополкович Горинович.

stranger:

Астанский Ю.А.: Хорошо помню такой вид "Черемушек": слева "финские"дома(кажется они относились к КЭЧ военного гарнизона),справа новостройки(в первом справа доме одно время жила родственница,так что мы там часто бывали) Это, примерно, 1967-68гг.

Макарова Людмила: Астанский Ю.А. пишет: Это, примерно, 1967-68гг Не соглашусь с Вами. Это намного раньше! До 1968 г я жила в доме №5 (угол его слева едва захвачен снимком). Рядом-магазинчик "Промтовары", деревянный, оббит дощечками наискосок. Его красили в зеленый цвет. Там всегда продавались игрушки. Мама мне там купила маленького пупса(сделано в ГДР!).Задолго до нашего переезда уже была сооружена звезда(мы перебегали дорогу поглазеть на работу строителей), двустороннее движение было уже раздельным. Второй справа дом уже был заново отстроен (он взорвался-закипевший чайник потушил газ)-это случилось летним вечером, уже было темно. Рвануло-будь здоров! Помню, все "скорые", наверное, что имелись в городе, прибыли на место взрыва. Помню пламя, носилки, куча народу, снующего, как в муравейнике. И разрушено ровно полдома...До основания...Все-отрывками в памяти-дошкольницей была. Справа на горке, повыше,(нет на снимке) мы с детворой лазали-там лежала часть фюзеляжа какого-то самолета (похоже, военного, небольшого. Но не бак!). Это фото-до 1965г.

Астанский Ю.А.: Макарова Людмила пишет: Не соглашусь с Вами. Это намного раньше! У меня тоже есть ориентиры,на которые я опираюсь.В 1963г(ориентировочно)у меня в смене работал авиамеханик который жил в будущих "Черемушках"(многоэтажек я думаю там еще не было) он добирался оттуда пешком через перевал,т.к.тогда туда еще автобусы не ходили.В 1964 г у нас родился сын.Ему было года два или три,когда мы гуляли вдоль этих финских домов,он бежал впереди и между нами проползла змея.Это запомнилось.

EdGon: .......... Нельзя не упомянуть и о том, что высшее армейское командование предпринимало и достаточно смелые, нестандартные решения для активизации религиозно-нравственного воспитания воинов. Так, в 1894 г. военный министр разрешил полкам приобретать «волшебные фонари» для показа «туманных картин» (фильмов – слайдов) для использования в работе священников, при проведении бесед, особенно в глуши… В 1896 г. военный министр Куропаткин выделил 300 руб. для закупки фонаря и 200 картин – для воскресных чтений в г. Красноводске [11]. 11. Столетие военного министерства. 1802—1902. Т. ХIII. СПб., 1903. – С. 127. http://www.saminfo.ru/~samds/Text/Vertical/Library/Ioann/Texts/2000/20.htm

Юрий: EdGon пишет: В 1896 г. военный министр Куропаткин выделил 300 руб. для закупки фонаря и 200 картин – для воскресных чтений в г. Красноводске [11]. Стоит обратить внимание на дату - 1896 год. В этот год в город пришла железная дорога и началось его стремительное развитие. Куропатки шёл в ногу с прогрессом или старался ему способствовать. Отсюда - новинка - волшебный фонарь. В веденеи Куропаткина, среди многих функций, было и железнодорожное строительство. А в Красноводске, видимо, из-за необходимости расширять товарный двор, то есть строить дополнительные пути, вести их к причалам порта, ветку на Уфру и т.д. обосновались железнодорожные строительные части. Они то, по указанию Куропаткина, и начали через два года строительство главной церкви на привокзальной (Соборной площади) и закончили её в 1901 году.

Седой: Здравствуйте Всем !!! какой год,.. не знаю,.. но фото разных периодов времени,.. многие строения с легкостью узнаются,..



полная версия страницы