Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » Красноводск гео… » Ответить

Красноводск гео…

Юрий: [quote]Красноводск гео… Самое значимое, что происходит в виртуальном городе – это то, что именно в нём пишется альтернативная (дополнительная история города). И в этой истории, мне кажется, важен каждый раздел и каждая страница. Одним из интереснейших разделов истории Красноводска является его гео…Тут я задумываюсь: гео…логия? Гео…физика? Гео…графия? Словом – Гео, Земля, на которой стоит Красноводск, со всеми её причудами землетрясениями, нефтяными запасами, геологией. И благодаря особенности которой он и стал тем, что он есть: крупнейшим до недавнего времени портом на восточном побережье Каспия, начальным пунктом Среднеазиатской ж.д., крупнейшим нефтеперерабатывающим центром (кажется – самым крупным в СССР) и т.д. Начать этот раздел меня побуждает также зримая и незримая связь двух моих малых родин – Красноводска и Саратова. Исторически эта связь определилась не только именем А. Бековича-Черкасского, получившего от Петра I в награду за каспийские экспедиции земли в Саратовской губернии (его имя – Беково – носит райцентр на берегу реки Хопёр, сейчас - Пензенской области). Но и двумя переселениями – моих предков в 30-х и моего поколения в 60-х – 80-х годах прошлого века. А есть и другие связи – геологические. Эта интереснейшая страница истории Красноводска приоткрылась мне сравнительно недавно, после Небит-Дагского (Балханского) землетрясения 6 декабря 2000 года, удивительным образом докатившегося до Саратова. Тогда я познакомился с работами саратовских геофизиков, обративших внимание на удивительное геологическое образование, соединяющее Красноводск и, как ни странно, Саратов. Со временем я постараюсь написать об этом. А ещё одной из ненаписанных страниц в разделе Гео является страница о вкладе Красноводска в исследовании нефтегазовых запасов Каспия. Морская геофизическая Сейчас улица Шаумяна, поднимаясь вверх, плавно переходит в улицу, ведущую в Черемушки (как она, интересно, называется?) и переходящую в проспект Ленина (Махтум –Кули?). В моё же время улица Шаумяна как бы упиралась в улицу Мопра (сейчас, наверное, Зелили). И там, где упиралась, по Мопра, находились ворота в неприметную организацию с названием НИМГЭ. Аббревиатура означала: Научно-исследовательская Морская Геофизическая Экспедиция. Просуществовала она в городе чуть дольше года, недолго сохранялся в городе и след её пребывания, а теперь исчез, видимо, и вовсе. Мне довелось поработать в ней примерно половину времени базирования экспедиции в Красноводске и, думаю, стоит осветить эту страничку красноводской истории. Работы экспедиции на Каспии оставили больше, чем просто след. Они дали толчок к зарождению города и порта Шевченко (ныне Актау). И стало это возможным благодаря открытию месторождений нефти, как на материковой части Мангышлака, так и на его шельфе. Не осталась в накладе и Туркмения. Сегодняшние её нефтегазовые месторождения на шельфе открыты НИМГЭ. Собственно НИМГЭ начинала свою работу как Челекенская экспедиция. Лишь в 1960 году встал вопрос о переводе её на Чёрное море в Геленджик при сохранении на Каспии специального подразделения. Это то подразделение и базировалось на улице Мопра. Кроме того, оно имело ремонтные мастерские и радиостанцию чуть далее того места, где заканчивалась улица Советская (за кассой опреснителя), на пологом склоне горы. Сердцем же экспедиции были две морские геофизические партии. Каждая партия состояла из двух судов – собственно геофизического и вспомогательного (небольшого портового буксира). Геофизическими судами служили обычные суда, на которых устанавливались сейсмические станции и оборудовались жилые места для состава геофизической партии. Одним таким судном стал морской буксир В.Маяковский, другим – переделанный минный тральщик № 148 довоенной постройки Академик Гамбурцев. Это имя тральщику было присвоено после кончины в 1959 году выдающегося учёного, заложившего основы морской геофизики. И служил тральщик в качестве геофизического судна после войны ещё довольно долго. Лишь в 1988 году это же имя было по традиции присвоено новому геофизическому судну. Что же конкретно делала экспедиция? Грубо говоря – производила взрывы на морской поверхности. До 200 взрывов в день – по взрыву каждые 2 минуты. (Это называлось «пробивка профиля»). А отражения взрывной волны от слоёв породы фиксировала специальной многоканальной сейсмоаппаратурой. Расшифровкой кривых, записанных на специальной бумаге, занималась камеральная лаборатория. Она то и располагалась на ул. Мопра. По записям и можно было судить о наличии пород, предполагавших нефть или газ. Процесс был весьма занимательным, случались самые невероятные казусы, но это отдельный рассказ. На В.Маяковском мне довелось сходить в несколько коротких – до нескольких дней –рейсов в район острова Огурчинский и банки Жданова (около Челекена). Остальное время я проработал на Академике Гамбурцев при проведении геофизических исследований в треугольнике Махачкала – Гурьев – Баутино (форт Шевченко). У меня сохранился снимок этого тральщика во время стоянки его в городе Гурьев у берега реки Урал. На снимке можно видеть и самого автора – со спины, на борту корабля. Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его. Из тех, кого помню, могу ещё назвать двух Коганов. Один был, кажется, старшим геофизиком, или, даже начальником партии, другой – его брат – рабочим; помню и геофизика Костю Бабенко. Очень хорошо знал Анатолия Аверьянова – главного механика на В.Маяковском. Сам он – из Баку, но основательно в то время осел в Красноводске, мы сдружились и очень долго поддерживали связь. Возможно, кто-то подскажет их теперешнее местожительство.[/quote]

Ответов - 204, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All



полная версия страницы