Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » Красноводск гео… » Ответить

Красноводск гео…

Юрий: [quote]Красноводск гео… Самое значимое, что происходит в виртуальном городе – это то, что именно в нём пишется альтернативная (дополнительная история города). И в этой истории, мне кажется, важен каждый раздел и каждая страница. Одним из интереснейших разделов истории Красноводска является его гео…Тут я задумываюсь: гео…логия? Гео…физика? Гео…графия? Словом – Гео, Земля, на которой стоит Красноводск, со всеми её причудами землетрясениями, нефтяными запасами, геологией. И благодаря особенности которой он и стал тем, что он есть: крупнейшим до недавнего времени портом на восточном побережье Каспия, начальным пунктом Среднеазиатской ж.д., крупнейшим нефтеперерабатывающим центром (кажется – самым крупным в СССР) и т.д. Начать этот раздел меня побуждает также зримая и незримая связь двух моих малых родин – Красноводска и Саратова. Исторически эта связь определилась не только именем А. Бековича-Черкасского, получившего от Петра I в награду за каспийские экспедиции земли в Саратовской губернии (его имя – Беково – носит райцентр на берегу реки Хопёр, сейчас - Пензенской области). Но и двумя переселениями – моих предков в 30-х и моего поколения в 60-х – 80-х годах прошлого века. А есть и другие связи – геологические. Эта интереснейшая страница истории Красноводска приоткрылась мне сравнительно недавно, после Небит-Дагского (Балханского) землетрясения 6 декабря 2000 года, удивительным образом докатившегося до Саратова. Тогда я познакомился с работами саратовских геофизиков, обративших внимание на удивительное геологическое образование, соединяющее Красноводск и, как ни странно, Саратов. Со временем я постараюсь написать об этом. А ещё одной из ненаписанных страниц в разделе Гео является страница о вкладе Красноводска в исследовании нефтегазовых запасов Каспия. Морская геофизическая Сейчас улица Шаумяна, поднимаясь вверх, плавно переходит в улицу, ведущую в Черемушки (как она, интересно, называется?) и переходящую в проспект Ленина (Махтум –Кули?). В моё же время улица Шаумяна как бы упиралась в улицу Мопра (сейчас, наверное, Зелили). И там, где упиралась, по Мопра, находились ворота в неприметную организацию с названием НИМГЭ. Аббревиатура означала: Научно-исследовательская Морская Геофизическая Экспедиция. Просуществовала она в городе чуть дольше года, недолго сохранялся в городе и след её пребывания, а теперь исчез, видимо, и вовсе. Мне довелось поработать в ней примерно половину времени базирования экспедиции в Красноводске и, думаю, стоит осветить эту страничку красноводской истории. Работы экспедиции на Каспии оставили больше, чем просто след. Они дали толчок к зарождению города и порта Шевченко (ныне Актау). И стало это возможным благодаря открытию месторождений нефти, как на материковой части Мангышлака, так и на его шельфе. Не осталась в накладе и Туркмения. Сегодняшние её нефтегазовые месторождения на шельфе открыты НИМГЭ. Собственно НИМГЭ начинала свою работу как Челекенская экспедиция. Лишь в 1960 году встал вопрос о переводе её на Чёрное море в Геленджик при сохранении на Каспии специального подразделения. Это то подразделение и базировалось на улице Мопра. Кроме того, оно имело ремонтные мастерские и радиостанцию чуть далее того места, где заканчивалась улица Советская (за кассой опреснителя), на пологом склоне горы. Сердцем же экспедиции были две морские геофизические партии. Каждая партия состояла из двух судов – собственно геофизического и вспомогательного (небольшого портового буксира). Геофизическими судами служили обычные суда, на которых устанавливались сейсмические станции и оборудовались жилые места для состава геофизической партии. Одним таким судном стал морской буксир В.Маяковский, другим – переделанный минный тральщик № 148 довоенной постройки Академик Гамбурцев. Это имя тральщику было присвоено после кончины в 1959 году выдающегося учёного, заложившего основы морской геофизики. И служил тральщик в качестве геофизического судна после войны ещё довольно долго. Лишь в 1988 году это же имя было по традиции присвоено новому геофизическому судну. Что же конкретно делала экспедиция? Грубо говоря – производила взрывы на морской поверхности. До 200 взрывов в день – по взрыву каждые 2 минуты. (Это называлось «пробивка профиля»). А отражения взрывной волны от слоёв породы фиксировала специальной многоканальной сейсмоаппаратурой. Расшифровкой кривых, записанных на специальной бумаге, занималась камеральная лаборатория. Она то и располагалась на ул. Мопра. По записям и можно было судить о наличии пород, предполагавших нефть или газ. Процесс был весьма занимательным, случались самые невероятные казусы, но это отдельный рассказ. На В.Маяковском мне довелось сходить в несколько коротких – до нескольких дней –рейсов в район острова Огурчинский и банки Жданова (около Челекена). Остальное время я проработал на Академике Гамбурцев при проведении геофизических исследований в треугольнике Махачкала – Гурьев – Баутино (форт Шевченко). У меня сохранился снимок этого тральщика во время стоянки его в городе Гурьев у берега реки Урал. На снимке можно видеть и самого автора – со спины, на борту корабля. Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его. Из тех, кого помню, могу ещё назвать двух Коганов. Один был, кажется, старшим геофизиком, или, даже начальником партии, другой – его брат – рабочим; помню и геофизика Костю Бабенко. Очень хорошо знал Анатолия Аверьянова – главного механика на В.Маяковском. Сам он – из Баку, но основательно в то время осел в Красноводске, мы сдружились и очень долго поддерживали связь. Возможно, кто-то подскажет их теперешнее местожительство.[/quote]

Ответов - 204, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

railway: Зернов пишет: ...Мы в школе-интернат ходили туда в поход.Многого наслышан я про эти колодцы... Честно говоря, я не совсем понял о каких колодцах идет речь. Но в школьные годы нас как-то вывезли в пустыню с ночевкой. Выехали к вечерней зорьке, ехали имо казах-аула за 1-й площадкой... Лагерь разбили около двух колодцев. Колодцы находились друг от друга на расстояни не больше 10-ти метров. Причем в одном колодце вода была, а другой - был сухим. Вода из колодца была с каким-то неприятным привкусом. Относительно недалеко (прибл. 500-1000 метров) от колодцев был высохший такыр. Но зато какой обалденный был рассвет в пустыне!!! Жаль что в то время не было той фототехники, которую мы имеем сейчас...

Зернов: EFFEDI , М О Л О Д Е Ц ! Спасибо!

Юрий: Я знаком с этим текстом. В нём упомянута и моя фамилия. В этом тексте есть, как мне кажется,ь несколько неточностей. В частности, моя фамилия написана через "е", а не через "о". А также не вполне точно утверждение, что колодец Бал-Куи ("медовый колодец") находится "на караванном пути от Балкуинских гор в Хиву". Более соответствовало бы действительности, если бы было написано "в начале караванного пути". Сам путь, как можно сделать вывод из некоторых описаний этого пути, проходил "по верблюжке" - тропе, которая знакома многим красноводчанам, и которая расположена ближе к "3-ему участку", чем дорога через ущелье в аэропорт. Но очень интересно указание на цепочку колодцев, о водяной линзе и, в том числе, и о колодце Нефес.


Зернов: На фото со спутника кое-что просматривается,если я сам себя не обманываю-пока в процессе. Завидую Вашей осведомлённости. Спасибо. Юрий пишет: о колодце Нефес.

EdGon:

АН-2: EdGon А ссылку можно?

Юрий: На этой карте указан эпицентр землетрясения 1895 и 1889 годов. А было ещё, оказывается, сильное землетрясение 1892 года, ЭПИЦЕНТР КОТОРОГО РАСПОЛАГАЛСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОД КРАСНОВОДСКОМ, повредившим вторые этажи некоторых зданий в Красноводске, и о котором мы ничего не знаем! Постараюсь при ближайшей возможности наведаться в Саратовскую геодезическую службу и поинтересоваться информацией, которой могут располагать там.

EdGon: Цунами в Каспийском море? На берегах Каспийского моря расположен ряд крупных городов-портов, в том числе Баку с более чем миллионным населением и Махачкала, где проживают более 300 тысяч человек. Как отмечают авторы монографии «Цунами в Каспийском море», выпущенной в Институте океанологии РАН имени П.П. Ширшова, «сильные землетрясения создают реальную угрозу возбуждения цунами». * Самым сильным за последние века землетрясением в районе Каспия было Красноводское в 1895 году (магнитуда 8,2). В течение минуты подземные толчки ощущались в Закавказье. Из Тбилиси, Баку, Шемахи сообщали о сильном колебании почвы, сотрясении оконных стекол, испуге домашних птиц. Отголоски землетрясения были замечены в Астрахани, Самаре, Саратове, Сызрани, Пензе. Очевидцы сообщали и о затоплении берегов Каспийского моря. Так, северная и западная части полуострова Узун-Ада быстро покрылись водой, залившей постройки и образовавшей трясину. С моря хлынули огромные волны и затопили здания и пристани. Многие постройки рухнули, волна снесла в море несколько домов. http://www.znanie-sila.ru/online/issue_3300.html Александр Грудинкин

Юрий: Я занимался этим вопросом. Можно взглянуть на стр. 1-2 этой темы. А после подключения Stranger, который совершил, можно сказать, историко-краеведческий подвиг, объехав место предполагаемого Узун-Ада, найдя его причалы и определив координаты, я написал очерк "Загадка и гибель Узун-Ада", где изложил и версию цунами. Полностью этот очерк, вместе с найденными фото Узун-Ада я ещё не выкладывал. Приготовил его для возможной "Книги для чтения " или "Очерков по истории Красноводска", которую хочется хоть вчерне написать к 140-летию высадки Столетова.

eddy: Юрий пишет: Особого внимания заслуживает большое белое двухэтажное здание (предположительно штаб Красноводского отряда), в дальнейшем исчезнувшее и из фото, и в реальности Юрий Леонидович, если это здание Управы (а позже музшколы, как обсуждалось в соседней теме Исчезающий город... ), то штаб значит левее - длинное одноэтажное здание, порядка 2-х десятков окон, на одноклассниках есть снимок подписанный 1949 годом Штаб1949 год

Юрий: говоря о двухэтажном здании, мы имеем в виду Штаб Красноводского отряда 1870-1873 годов (может и позже). А длинное одноэтажное здание - это здание в наше время - здание комендатуры.

Юрий: В теме "Исчезающий город..." на стр. 6 появились новые замечательные материалы именно по этому вопросу. Наверное, нет смысла их переносить сюда, чтобы не переполнять тему.

Седой: eddy пишет: Штаб1949 год это фото с "Одноклассноков", - \\Shtab_1949\\ военный госпиталь в Черёмушках!,..

fed9may: Здравствуйте, Юрий! Можете дать мне ссылки на фото тральщика, который был переделан в геофизический корабль "Академик Гамбурцев" ??(информацию ... вобщем всё что есть). Мой дедушка прошел войну на Балтике на таком тральщике(под номером 390) командиром БЧ-5(командиром машинного отделения...т.е. мотористом). Меня интересует любая информация про корабли этого типа, было бы замечательно увидеть фотографии "Академика Гамбурцева"! Я думаю, Вы меня понимаете и моего дедушку тоже, более 60 лет уже прошло и очень интересно посмотреть! Буду очень благодарен!

Юрий: Ещё как понимаю! Почти вся информация, которой я располагаю по истории тральщиков серии "Академик Гамбурцев" (название серии, разумеется, условное) я выложил в этой теме, начиная со стр. 1. Там помещено и фото тральщика "Академик Гамбурцев", и изложено всё, что мне удалось о нём разыскать. А так же выложен ещё один снимок тральщика этой серии, военного времени. Эти два снимка - всё, чем сегодня мы располагаем на форуме. Наверняка есть фотоснимки военного периода, но они, увы, скорее всего хранятся во всё ещё закрытых ( и ради чего?) архивах МФ.

fed9may: Спасибо за информацию! Понятно. Пожалуй архивы - это единственный последний источник. Т. е. других фото "Академика Гамбурцева" у Вас нет? Я немного нашел информации про Т-390(Дедушкин)(в общую копилку информации про тральщики этого типа): Заложен 30.6.1944 г. (Балтийский з-д, Ленинград), спущен осенью 1944 г., вст. в строй в декабре 1944 г. и 6.01.1945 г. включен в состав КБФ. В 1950-х гг. переформирован в судно брандвахты. 21.09.1955 г. участвовал в испытаниях ядерного оружия на Новоземельском полигоне. С 1950-х гг. носит название "БРН-27". До Т-390 дедушка был на Т-377 и принимал участие в Моонзундской десантной операции: Заложен в конце 1943 г. (Северная верфь,Ленинград), спущен весной 1944 г., вст. в строй 20.10.1944 г. и вошел в сост. КБФ. Участвовал в Моонзундской 27.9-24.11.1944 г. десантной операции. Был подбит и направлен на ремонт. После чего его состав(с дедушкой) переведен на Т-390. Вот ссылка на фото тральщика Т-372: http://sovnavy-ww2.by.ru/minesweepers/vrd322.htm#mt49 Если Вас интуресуют чертежи 253Л проекта(там в статье есть конкретная ссылка на чертежи в конце страницы): http://www.hobbyport.ru/ships/pr_253_l.htm Вот фото из Одессы(похожий экземпляр, борт номер 729) (мемориал 411 батарея): http://pomnite-nas.ru/img/315/200701130901010.15.jpg http://image.otdihinfo.ru:8125/WWW/images/6340.jpg http://io.ua/5675568u http://pics.livejournal.com/nicks_trips/pic/000109zx http://pics.livejournal.com/nicks_trips/pic/0000z86k http://foto.mail.ru/mail/kaiser_wilhelm/4/24.html Для общей копилки пригодится!

Юрий: Спасибо! Вашим материалом я дополнил очерк "Красноводск Гео..."

Кашников:

Юрий: Надеюсь, это - в смысле: Ура! ? Согласен. Хотя меня, признаться, очень заинтересовал материал о возможном землетрясении не 1895, а 1892 года, которое, возможно, и повредило первоначально двухэтажные здания градоначальника и Штаба Красноводского отряда до такой степени, что их перестроили в одноэтажные. Постараюсь связаться с Саратовским институтом НИИ геофизики и геологии, чтобы поднять материалы о землетрясении 1892 года. Я обещал это сделать ранее, но, увы, не одолел временных препятствий. Об этом землетрясении в широкой печати никакой информации нет.

Yurij: Привет всем! Я не знаю, тема закрыта или нет? Но хотелось бы вспомнить про п. Кизил Кая

Yurij: Я из Минска. В 1985 м году, поздней весной а потом еще и в 87-м, точно не помню, наш ракетный дивизион производил пуски ракет недалеко от Кизил Кая

АН-2: Yurij А где базировался дивизион? В радиусе около 130 км никого не было.

sergey: Вообще-то я искал в инете материалы по Дидоне -Финикийской царице, основавший Карфаген. Набрав поисковике запрос "фото Дидона изрезала ШКУРУ БЫКА" мне среди прочих выдало: [pre2]Ур, сын Шама (fb2) | Либрусек Она изрезала шкуру на тонкие ремешки и обвела ими большой участок. Ур засмеялся: хитра, нечего сказать! — И на этом участке Дидона основала Карфаген, ... lib.rus.ec/b/142904/read. [/pre2] Кликнув, обнаружил: "Чертово городище — небольшая банка в Каспийском море, с давних пор пользовавшаяся у моряков неважной репутацией. Еще в 1811 году корвет «Казань», идя под всеми парусами, наскочил на нее, не обозначенную на картах, и потерял руль. Именно с этих пор за банкой начали наблюдать. И не зря. Несколько раз за последнее столетие она вылезала на поверхность и вновь скрывалась под водой. Где-то в глубине Чертова городища клокотал грязевой вулкан. Обычно он лениво изливался через отдушины-грифоны густой теплой грязью, но иногда, словно решив размяться после долгой спячки, с ревом выбрасывал наружу мощный газовый факел. Тогда море у Чертова городища вскипало, будто гигантская кастрюля на адском костре. Пласты донного грунта перемещались, и Чертово городище из островка, превращалось в подводную отмель, пока очередное извержение, выбросив поглощенный грунт, не создавало новый островок. Вот почему банку прозвали Чертовой. Что до второй половины названия, «городище», то она приклеилась к первой после промеров глубин. Промеры показывали здесь правильно чередующиеся впадины и выступы морского дна, и казалось, что впадины и выступы — это улицы и крыши домов затонувшего города. Богатая фантазия рыбаков превратила сухие цифры промеров в цветистые легенды. Дошло до того, что недавно экспедиция Академии наук, искавшая остатки полулегендарного города Шерги-Юнан, решила обследовать Чертово городище. Аквалангисты увидели, что банка представляет собой ряд параллельных увалов. Кое-где они прерывались отверстиями — остатками вулканических кратеров — и свежими грифонами, медленно изливавшими грязь с пузырьками газа. Капризный характер Чертова городища не нравился каспийским морякам, и они предпочитали держаться от него подальше, разве только рыбачья шхуна, ведя лов сельди, зайдет иной раз в эти пустынные воды..." честно говоря из-за нехватки времени сам подробно не читал, и не знаю, имеет ли это отношение к Красноводску. Тем не менее источник:http://lib.rus.ec/b/142904/read

Юрий: sergey пишет: честно говоря из-за нехватки времени сам подробно не читал, и не знаю, имеет ли это отношение к Красноводску. Тем не менее источник Это весьма объёмная фантастическая повесть. Я смог лишь бегло просмотреть её. Каспий - лишь зацепка.



полная версия страницы