Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » Красноводск гео… » Ответить

Красноводск гео…

Юрий: [quote]Красноводск гео… Самое значимое, что происходит в виртуальном городе – это то, что именно в нём пишется альтернативная (дополнительная история города). И в этой истории, мне кажется, важен каждый раздел и каждая страница. Одним из интереснейших разделов истории Красноводска является его гео…Тут я задумываюсь: гео…логия? Гео…физика? Гео…графия? Словом – Гео, Земля, на которой стоит Красноводск, со всеми её причудами землетрясениями, нефтяными запасами, геологией. И благодаря особенности которой он и стал тем, что он есть: крупнейшим до недавнего времени портом на восточном побережье Каспия, начальным пунктом Среднеазиатской ж.д., крупнейшим нефтеперерабатывающим центром (кажется – самым крупным в СССР) и т.д. Начать этот раздел меня побуждает также зримая и незримая связь двух моих малых родин – Красноводска и Саратова. Исторически эта связь определилась не только именем А. Бековича-Черкасского, получившего от Петра I в награду за каспийские экспедиции земли в Саратовской губернии (его имя – Беково – носит райцентр на берегу реки Хопёр, сейчас - Пензенской области). Но и двумя переселениями – моих предков в 30-х и моего поколения в 60-х – 80-х годах прошлого века. А есть и другие связи – геологические. Эта интереснейшая страница истории Красноводска приоткрылась мне сравнительно недавно, после Небит-Дагского (Балханского) землетрясения 6 декабря 2000 года, удивительным образом докатившегося до Саратова. Тогда я познакомился с работами саратовских геофизиков, обративших внимание на удивительное геологическое образование, соединяющее Красноводск и, как ни странно, Саратов. Со временем я постараюсь написать об этом. А ещё одной из ненаписанных страниц в разделе Гео является страница о вкладе Красноводска в исследовании нефтегазовых запасов Каспия. Морская геофизическая Сейчас улица Шаумяна, поднимаясь вверх, плавно переходит в улицу, ведущую в Черемушки (как она, интересно, называется?) и переходящую в проспект Ленина (Махтум –Кули?). В моё же время улица Шаумяна как бы упиралась в улицу Мопра (сейчас, наверное, Зелили). И там, где упиралась, по Мопра, находились ворота в неприметную организацию с названием НИМГЭ. Аббревиатура означала: Научно-исследовательская Морская Геофизическая Экспедиция. Просуществовала она в городе чуть дольше года, недолго сохранялся в городе и след её пребывания, а теперь исчез, видимо, и вовсе. Мне довелось поработать в ней примерно половину времени базирования экспедиции в Красноводске и, думаю, стоит осветить эту страничку красноводской истории. Работы экспедиции на Каспии оставили больше, чем просто след. Они дали толчок к зарождению города и порта Шевченко (ныне Актау). И стало это возможным благодаря открытию месторождений нефти, как на материковой части Мангышлака, так и на его шельфе. Не осталась в накладе и Туркмения. Сегодняшние её нефтегазовые месторождения на шельфе открыты НИМГЭ. Собственно НИМГЭ начинала свою работу как Челекенская экспедиция. Лишь в 1960 году встал вопрос о переводе её на Чёрное море в Геленджик при сохранении на Каспии специального подразделения. Это то подразделение и базировалось на улице Мопра. Кроме того, оно имело ремонтные мастерские и радиостанцию чуть далее того места, где заканчивалась улица Советская (за кассой опреснителя), на пологом склоне горы. Сердцем же экспедиции были две морские геофизические партии. Каждая партия состояла из двух судов – собственно геофизического и вспомогательного (небольшого портового буксира). Геофизическими судами служили обычные суда, на которых устанавливались сейсмические станции и оборудовались жилые места для состава геофизической партии. Одним таким судном стал морской буксир В.Маяковский, другим – переделанный минный тральщик № 148 довоенной постройки Академик Гамбурцев. Это имя тральщику было присвоено после кончины в 1959 году выдающегося учёного, заложившего основы морской геофизики. И служил тральщик в качестве геофизического судна после войны ещё довольно долго. Лишь в 1988 году это же имя было по традиции присвоено новому геофизическому судну. Что же конкретно делала экспедиция? Грубо говоря – производила взрывы на морской поверхности. До 200 взрывов в день – по взрыву каждые 2 минуты. (Это называлось «пробивка профиля»). А отражения взрывной волны от слоёв породы фиксировала специальной многоканальной сейсмоаппаратурой. Расшифровкой кривых, записанных на специальной бумаге, занималась камеральная лаборатория. Она то и располагалась на ул. Мопра. По записям и можно было судить о наличии пород, предполагавших нефть или газ. Процесс был весьма занимательным, случались самые невероятные казусы, но это отдельный рассказ. На В.Маяковском мне довелось сходить в несколько коротких – до нескольких дней –рейсов в район острова Огурчинский и банки Жданова (около Челекена). Остальное время я проработал на Академике Гамбурцев при проведении геофизических исследований в треугольнике Махачкала – Гурьев – Баутино (форт Шевченко). У меня сохранился снимок этого тральщика во время стоянки его в городе Гурьев у берега реки Урал. На снимке можно видеть и самого автора – со спины, на борту корабля. Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его. Из тех, кого помню, могу ещё назвать двух Коганов. Один был, кажется, старшим геофизиком, или, даже начальником партии, другой – его брат – рабочим; помню и геофизика Костю Бабенко. Очень хорошо знал Анатолия Аверьянова – главного механика на В.Маяковском. Сам он – из Баку, но основательно в то время осел в Красноводске, мы сдружились и очень долго поддерживали связь. Возможно, кто-то подскажет их теперешнее местожительство.[/quote]

Ответов - 204, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Юрий: АН-2 пишет: Дайте ссылку. Даю. http:// rahimesend2blogspot.com Статья датирована 18 апреля 2007 года. Потому, видимо, пока широко не известна.

Степа: Юрий пишет: Статья датирована 18 апреля 2007 года. Потому, видимо, пока широко не известна. Эту ценную и редкую книгу моджно купить на СД с оплатой почтовых расходов.

leka: АН-2 пишет: Джунаид-хан защищал свою Родину от колонизаторов. Более чем странно. Может быть вы жили не в Красноводске и имеете факты. В студию их пожалуйста. А может я не въезжаю и это просто мода такая? (лишний раз пнуть мёртвого льва)


Юрий: АН-2 пишет: Могилы воинов Джунаид-хана (последних) находятся у колодца Дахлы (1938-1939 годы), это между Казахлы-шор и Гоклен-шор. Там был последний бой. Наконец я нашёл в Интернете карту Закаспийской области царских времён с обозначением Красноводского уезда. Карта тем хороша, что на ней обозначено множество колодцев, в том числе и упоминаемые АН-2 кол. Дохлы и Гоклен-шор (на карте - Гоклан-куюсы, думаю, что это одно и то же). Хочется описать историю "басмаческого" движения в Красноводском районе с иллюстрацией происходившего на некоей обобщённой карте. Кроме того, это - первая карта, на которой я встретил обозначение начального пункта Закаспийской ж.д. Узун-Ада, разрушенного землетрясением в 1895 году. С учётом этой карты, возможно, придётся внести какие-то поправки в очерк-реконструкцию "Гибель Узун-Ада". К счастью, незначительные и не меняющие сути. Сейчас попробую выложить её.

Юрий: Юрий пишет: Наконец я нашёл в Интернете карту Закаспийской области царских времён с обозначением Красноводского уезда.

Валерий: Может стоит поговорить о басмачстве в Туркмении и вообще в Средней Азии в контексте модной сейчас борьбе цивилизаций. Не знаю, меня могут обвинить в шовинизме, но, мне кажетя. приход России в Закаспиймкий край был шагом вперед для местных этносов, - и в плане этнической консолидации, и в в рамках перехода на новый уровень развития, который в рамках узко местного развития заметно задерживался. Влияние России , мне кажется, для развити Средней Азии до конца еще не раскрыто. В советское время этому мешал недостаток марксисткой методологии, в последние десятилетия всплеск национальной самобтности скрыл ту громадную цивилизаторскую сущность России, которой она врправе гордится.

Юрий: Валерий пишет: Может стоит поговорить о басмачстве в Туркмении и вообще в Средней Азии в контексте модной сейчас борьбе цивилизаций. Я думаю, что такой подход очень оправдан. По крайней мере в этом случае можно непредвзято учитывать как марксистский (советский) - классовый подход, так и националистический, которым часто называют национально-освободительные движения. База для обсуждения в этом ключе (борьба цивилизаций входит в такое рассмотрение) имеется. Это, с одной стороны, официальные материалы (в виде справки) по истории басмачества в Средней Азии (есть на нескольких сайтах, например, см. www.dogryyol.com), с другой стороны - публикация Рахима Эсенова "Духовная оппозиция в Туркменистане. 1917 - 1935 гг." (ссылку я дал - см. выше). Конечно, хотелось бы вести такое обсуждение с привязкой к Красноводскому району (области). Как-никак, этот район был последним оплотом басмачества в Туркменистане и Средней Азиии. Видимо, отсюда отправился в бой к колодцам Туар и Чагыл мотомехотряд (10 бронемашин, 5 танкеток) во главе с командиром и начальником Красноводского гарнизона И.И. Ламановым в сентябре 1931 года. Материалов по этим событиям, кроме тех, что имеются в Инете, у меня, увы, нет.

Юрий: Поздравляю красноводчан с Днём Победы! Город Красноводск в Отечественнйо войне сыграл выдающуюся, недооценённую до сих пор роль. Он был дорогой жизни для всего Кавказа! Я ещё помню набережную Красноводска около морвокзала, заваленную имуществом, поставляемом по ленд-лизу, поступающему из Ирана. Около миллиона мирных жителей было эвакуированно через Красноводск во время войны. Про многое другое не говорю. Но всего достаточно, чтобы поставить вопрос о признании города Красноводска городом боевой славы, или городом - героем тыла. И мы, - красноводчане, - вправе сказать своё слово. Ваше мнение?

Palatov: Юрий пишет: Но всего достаточно, чтобы поставить вопрос о признании города Красноводска городом боевой славы, или городом - героем тыла. Крассноводск - не Воронеж... не Туапсе... Красноводск, в прицпипе, не может быть городом боевой Славы..., потому что Красновдск не учавствовал в бевых действиях, как,к примеру, райцентр Луга, Лениградской обл......

Palatov: Юрий пишет: Но всего достаточно, чтобы поставить вопрос о признании города Красноводска городом боевой славы, или городом - героем тыла. Или Ржев, Курск, , Архангельск........ А города тыла... Челябинск, Нижний Тагил...

Юрий: Palatov пишет: А города тыла... Челябинск, Нижний Тагил... Признание роли города - Челябинска ли, Нижнего Тагила или любого иного - может не лучший, но, всё же, способ избежать забвения. А оно неизбежно наступит, посколько коренных красноводчан, которым дорога память об истории города, остаётся всё меньше в городе. Новое поколение обременено своими заботами. В сферу государственных (Туркмении) интересов вопросы истории Великой Отечественной войны, тем более роли Красноводска в ней, по видимому не входят. Неужели и нам, бывшим красноводчанам, только и остаётся, что уныло констатировать сию ситуацию?

Palatov: Юрий пишет: Неужели и нам, бывшим красноводчанам, только и остаётся, что уныло констатировать сию ситуацию? тогда уж все города и веси Советского Союза необходимо удастивать звания "Город боевый Славы"..... По большому счёту воевала вся страна!!!

Юрий: Palatov пишет: тогда уж все города и веси Советского Союза необходимо удастивать звания "Город боевый Славы" Ну, что уж, сразу "все города", да ещё "боевой славы". Конечно, воевала вся страна. Но были сражения, которые отмечены особо: Сталинградская битва, битва под Москвой, Ржевский котёл, прорыв блокады Ленинграда. И были города, которые сыграли особую роль в сражениях и войне, даже не будучи фронтовыми городами (тот же Челябинск - Танкоград), или, скажем, Астрахань, или Баку. Кстати, бакинцы сейчас очень активно обсуждают именно эту тему - применительно к себе. А не поднять ли, мол, вопрос о представлении города Баку к званию города-героя (пусть хоть города трудовой славы)? Посмотрите Азербайджанские сайты. И вдумайтесь: Азербайджан давно независимое государство, но они, почему-то, не хотят забвения своей выдающейся, - что они мотивируют цифрами, - роли в войне. Лично я с их позицией согласен. Цифры, объёмы, отнесённые к численности жителей - вот критерии участия в войне, или особого участия. По горячим следам войны, выделять приходилось, конечно тех, кто был ближе к гуще боёв, ближе к фронту. Осмысление приходит после. Но если оно приходит, но вряд ли стоит оставлять его без движения. Впрочем, бакинцы - они и остались бакинцами - они и живут в Баку. Красноводчан, покинувшим Красноводск, да к тому же ставшим Туркменбаши (прости, Господи!), гораздо меньше затрагивают исторические нюансы бывшей малой родины, в отличие, к слову, от бытовухи, которую можно обсасывать без особого напряжения. Ну, это тоже, надо полагать, специфика виртуального города, в отличие от того же Баку.

Юрий: В теме "Исчезающий город в виртуальном пространстве (продолжение)" я выложил карту Закаспийской области с Красноводским уездом. Карта издана, похоже, до 1895 года. На ней обозначен не только порт Михайловский, но даже Узун-Ада, разрушенный землетрясением в 1895 году. Кстати, для меня это первая карта, где можно видеть местоположение изначального пункта Закаспийской ж.д. Бросается в глаза ГЕОграфическая особенность уезда: на карту нанесены не столько населённые пункты, сколько... колодцы. Аксиома для Красноводского уезда: где колодец - там и жизнь, там только и может быть населённый пункт.

stranger: Остатки причала укрепления Михайловского

Юрий: Побольше бы таких снимков - "по историческим местам". Может кто-нибудь сможет посетить место на Красноводской косе - за каналом, ближе к Кизыл-Су, и узнать, сохранился ли памятник сподвижникам Бековича- Черкасского, установленный там в 80-х года XIX века одной из экспедиций?

Юрий: Значит на этом месте - где видны сваи - во время существования Михайловского было море! Иначе - уровень моря тогда был даже выше, чем сейчас, когда наблюдается подъём Каспия. Впрочем, тогда и Челекен был островом.

Юрий: Юрий пишет: на этом месте - где видны сваи - во время существования Михайловского было море! Иначе - уровень моря тогда был даже выше, чем сейчас, когда наблюдается подъём Каспия. Изменение уровня Каспия в течении XX века приведено в следующей таблице. Думаю, в то время Каспий был метра на два выше, чем даже сейчас, во время его не самого низкого уровня.

stranger: *PRIVAT*

Юрий: Отличные снимки. Спасибо! Если учесть наносы песка, то так и получится - метра на полтора - два Каспий был выше, как то следует и из графика (хоть и не полного) изменения уровня Каспия. Да иначе к причалу не смогли бы подходить даже плоскодонные корабли. А причал то были широченным! - восемь или девять рядов свай. Видимо по нему был проложен рельсовый, и, похоже, двухколейный путь для конной транспортировки грузов. Ведь причалы уходили в море, как утверждают некоторые источники на сотни метров.

Тимур: Нет там памятника, проезд закрыт на косу за канал. Но как человек облазивший там многое во время охоты года 4 назад, отвечаю что нету ничего... К сожалению

Астанский Ю.А.: На сколько я помню,этот памятник я видел на маленьком кладбище,там были и современные захоронения, навряд ли,что бы кто-то их убрал.Да и памятник мог исчезнуть,только если было бы какое-то спецуказание. Не хотелось бы так думать.

Юрий: Астанский Ю.А. пишет: Не хотелось бы так думать В этом мы солидарны.

Юрий: Юрий пишет: Собранные сведения о наличии водных ресурсах в Красноводске, начиная с 1781-1820 года и по 1873 год, позволяют понять, почему город стал развиваться вдоль Шаумяна-Джапаридзе, а, скажем, не от Форта в сторону будущего вокзала. Топографию города определили колодцы! И не случайно самые важные учреждения города сгруппировались возле колодца, который последним, из всех ранее упомянутых, сохранил название Бал-Куи. Можно предположить, что вода в нём оставалась сносной ещё довольно продолжительное время после высадки отряда Столетова. Эта цитата - из последнего абзаца моего очерка "Колодцы Красноводска " (см. 4-ю страницу). 22 октября в виртаульном городе произошло знаменательное событие - у него появился Генеральный план от 1895 года! Это стало возможно благодаря тому, что его выложил Stranger в теме "Исчезающий город..." . План настолько подробный, что позволяет (и побуждает) персмотреть и уточнить многие версии, касающиеся истории города, в том числе и историю колодцев Красноводска, и, тем самым, внести дополнения в тему "Красноводск ГЕО". Особенно, в том, что связано с Бал-Куи. Это название, согласно Плану, в первую очередь относится к роднику Бал-Куи, который, как сообщает Stranger, функционирует и сейчас. Он то, видимо, и подпитывал все колодцы, о которых столетиями сообщали разные исследователи. Родник расположен у вершин скал, находящихся на продолжении улицы К.Маркса, но жила протянулась к пр. Ленина , далее тянулась между ул. Шаумяна и Джапаридзе (Ясюковича/Лазаревская), в 1895 году застроенной только по нечётной стороне - ближе к горе. Это место на Плане называется ул. Бол. Булагская. "Булаг" в переводе со всех тюрксих языков означает "родник","ручей". То есть Джапаридзе (Лазаревская) выше обкома называлась РОДНИКОВАЯ! А в том месте, где позже был построен обком (горком) находился накопитель, наверное, в виде колодца с навесом (чуть ниже памятника - ранее - Ленину). Всё это место (сейчас - скверик) называется в Плане "Колодезная площадь". На фото, выложенных также Stranger, видны верблюды, приведённые к нему на водопой. Колодец во дворе на Шаумяна 16 угол Д. Бедного (Ясюковича/Маркозова), который находится метрами 150 ниже, и о котором я писал, также существует до сих пор (в этом Stranger убедился). С учётом новых данных, можно предположить, что он был устроен при строительстве центрального (примыкающего к зданию офицерского собрания) квартала, то есть уже после высадки Столетова, и питался той же водной жилой. Но, всё же, не исключено, что он функционировал и до высадки, а после был лишь "окультурен".

Юрий: Юрий пишет: жила протянулась к пр. Ленина, На карте Генплана будущий пр. Ленина намечен в виде улицы Соймонова. А Узун-Адинская, согласно Генплана, протянулась от пл. Скобелева (от угла зимнего кинотеатра "Космос") вдоль багажного двора ж.д. к порту.

Юрий: Юрий пишет: Узун-Адинская, согласно Генплана, протянулась от пл. Скобелева (от угла зимнего кинотеатра "Космос") вдоль багажного двора ж.д. к порту. Память об Узун-Ада осталась не только на Плане и последующих картах. Более серьёзной "памятью", отпечатком землетрясения стал запрет на строительство домов выше одного этажа. Этот запрет продержался до 1906 года. Во-всяком случае, так свидетельствует единственное сообщение, которое мне удалось найти в старых газетах: 31(18) марта 1906 года «Южный Край» (Харьков) «Асхабад» (Асхабад) МЕСТНАЯ ХРОНИКА Главным начальником туркестанского края сделано представление об отмене правил, по коим воспрещается возводить в г. Красноводске двух этажные здания и предложено нашей областной администрации обсудить вопрос о возможности постройки в названном городе двух-этажных зданий и выше 10-ти аршин. Из сообщения следует, что когда-то был дан запрет на строительство. Думаю, что это случилось после землетрясения в Узун-Ада, которое могло разрушить или сильно повредить двухэтажные дома в Красноводске. О том, что такие дома были, говорят и воспоминания, и замечательное фото будущей площади Скобелева, которое я слегка отредактировал (осветлил), и предлагаю по этому его виду оценить версию о воздействии землетрясения 1895 года на градостроительство в Красноводске, надолго определившее его облик. Особого внимания заслуживает большое белое двухэтажное здание (предположительно штаб Красноводского отряда), в дальнейшем исчезнувшее и из фото, и в реальности. Единственное правдоподобное объяснение - его разрушило землетрясение, так же, как и дом начальника уезда.

Юрий: Юрий пишет: Особого внимания заслуживает большое белое двухэтажное здание (предположительно штаб Красноводского отряда), в дальнейшем исчезнувшее и из фото, и в реальности. Единственное правдоподобное объяснение - его разрушило землетрясение, так же, как и дом начальника уезда.

Юрий: Юрий пишет: Особого внимания заслуживает большое белое двухэтажное здание (предположительно штаб Красноводского отряда), Именно от этого здания начинается улица Узун-Адинская. Это символично. Она тянется от места разрушения вдоль железнодорожных путей в направлении, в общем, в сторону Узун-Ада, и далее - в Среднюю Азию. Тем самым улица Узун-Адинская и напоминает о катастрофе, и становится символом преемственности Красноводска в роли начального пункта Закаспийской (Среднеазиатской) железной дороги.

Юрий: Юрий пишет: Особого внимания заслуживает большое белое двухэтажное здание (предположительно штаб Красноводского отряда), А были ли в городе другие двухэтажные здания, которые сохранились и после землетрясения 1895 года ?

Юрий: Частичный ответ на этот вопрос можно найти на отличном фото ул. Д. Бедного (Маркозова), выложенном в теме "Исчезающий город..." TYLLERом (продолжение 3-е, стр. 1). Но это не полный ответ.



полная версия страницы