Форум » Исторический КРАСНОВОДСК » ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение) » Ответить

ИСЧЕЗАЮЩИЙ ГОРОД в виртуальном пространстве. (продолжение)

Юрий: leka пишет: [quote]Юрий Леонидович с нетерпением жду вашего доклада - " Виртуальный город в виртуальном пространстве"[/quote] ali395 пишет: [quote]Заинтриговали.С большим интересом и нетерпением будем ждать [/quote] [quote]Начинаю выкладывать по частям Адаптировано для форума красноводчан Ю.Л. Чернышов Журналист Русским людям, основавшим, построившим и прославившим Красноводск, – город русской славы на Каспии,- посвящается. Исчезающий город в виртуальном пространстве. Кончина в декабре 2006 года президента Туркмении Сапармурата Ниязова, называемого Туркменбаши, безраздельно правившего в Туркмении на протяжении последних 18 лет, вызвала всплеск интереса к дальнейшей судьбе этой среднеазиатской страны, бывшей в советское время одной из отсталых республик СССР. Отсталых не только в экономическом, но, как теперь стало очевидно, и в ментальном отношении. Внимание россиян к процессам в Туркмении понятно. Туркменбаши проявил себя не только как ярый националист, но и как отъявленный русофоб. И в этом качестве он стремился не только возвеличить туркмен как нацию, а Туркменистан как государство, но и истребить любое напоминание о вкладе русских (и, вообще, - не туркмен) в цивилизационный процесс в Туркменистане. Актами этнической чистки, «мягкого геноцида» русскоязычного населения стали: смена алфавита с кириллицы на латиницу, понижение планки среднего образования до девятилетнего, ограничение использования русского языка до одной еженедельной газеты на русском (частично – на туркменском) языке, и 15-ти минутной (в сутки) ТВ передачи на русском языке, - в основном официальных сообщений; непризнание на территории Туркменистана дипломов о высшем образовании, выданных за пределами Туркмении; запрет балета и оперы, как не соответствующих традициям туркменского народа, и снос здания театра в столице страны – Ашхабаде; разрешение на использование Интернета только для правительственных потребностей, и одного Интернет-кафе в столице, работающего под надзором спецслужб; запрет религиозных общественных организаций, за исключением русской и еврейской (последняя проводит свои мероприятия в присутствии сотрудников спецслужб); создание жёстких дискриминационных условий для русских при приёме на работу, продвижении по службе и пр.; смена названий всех месяцев года и дней недели на искусственные (так январь стал называться «Туркменбаши»). Кульминационным моментом процесса этнической чистки стало переименование всех названий населённых пунктов, в том числе исконно русского города с богатой историей (1), крупнейшего порта на восточном побережье Каспийского моря города Красноводск - в Туркменбаши. А затем и начало планомерного уничтожения культурно-исторических сооружений и жилых кварталов исторической части Красноводска (2). (1) – Коюнлиев Б. Красноводск: Туркменитстан, 1987 – 114с. (2) - www.ashgabad.ru Вячеслав Мамедов. Начали разрушение Красноводска. Май 26, 2006 г. [/quote]

Ответов - 234, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 All

Юрий: Это просто здорово! Как много снимается сразу вопросов! Сразу становится ясно, что на старых фото названия улиц указывается по усмотрению фотографа. Например одна и та же улица обозначена на одном снимке как "Главная", на другом как "Лазоревская". А на карте она - "Школьная"!

Юрий: stranger пишет: В продолжении темы "Карта", я думаю, будут интересны следующие три листочка. Эти листки более чем интересны. Непонятен их жанр. Вроде бы это сухой документ (протоколы), а , в то же время. будто заготовка какой то журналистской публикации. Само же содержания с точки зрения истории и, особенно, топонимики, чрезвычайно ценно. Я постараюсь подробно это всё проанализировать. Над картой вкупе с "листочками" можно и надо много работать.

Юрий: А нет ли на обороте этой почтовой карточки выходных данных: кто издатель, год выпуска или текст отправителя?


Седой: К сожалению, мне на e-mail скинули только фото, без обратной стороны,..Увы,.. Наверное её и небыло у отправителя,..

eddy: Седой пишет: Да!, карта - СУПЕР!!! Верю что СУПЕР !!! А сколько она весит ? У кого она есть на компе - можете мне на ящик скинуть, пожалуста ? Я её так и не смог даже краем глаза увидеть, не то что скачать С ув. картограф-любитель eddy

Юрий: Скачать её без хорошего знания всех причуд Интернета и сайтов не удаётся, мне - не удалось. Пришлось прибегнуть к помощи спецов и другой, дополнительной помощи. Объём её велик, затратил целый день, чтобы раскусить с помощью спецов всю механику. Если автор не будет возражать, то может быть, смогу выкладывать комментарии с кусками комментируемого участка. Уже саратовская научная публика проявляет большущий интерес к, без преувеличения, исторической находке, и просит почти немедленно дать публикацию в научный сборник. Вот уж, во истину, Красноводск - forever!

stranger: Юрий пишет: Если автор не будет возражать, то может быть, смогу выкладывать комментарии с кусками комментируемого участка Я думаю,что авторы этой карты - коллежский советник Сафонов и капитан Лукин были бы совсем не против использования результатов их титанического труда в просветительских целях. Нетрудно представить, чего им это стоило, проползти на брюхе,снимая координаты, буквально каждую пядь крановодских скал.

Andrei: eddy пишет: А сколько она весит ? У кого она есть на компе - можете мне на ящик скинуть, пожалуста ? Юрий пишет: Скачать её без хорошего знания всех причуд Интернета и сайтов не удаётся, мне - не удалось. Я взял на себя смелость сохранить файл в другом формате, чтобы он "весил" поменьше и разместил его для возможности скачивания без ограничений. Так как на сервере существовали определённые ограничения по размеру графических файлов, я картинку заархивировал. Пусть это никого не смущает! Скачав архив, просто разархивируйте его. Карта КРАСНОВОДСКА Желаю удачи!

eddy: Andrei пишет: Я взял на себя смелость Смелость города берёт ! В нашем случае город . Спасибо !!! Уже качаю...

Астанский Ю.А.: Andrei пишет: Карта КРАСНОВОДСКА Желаю удачи! Андрей,там написано:no description entered,что делать?Чем еще можешь помочь?

Andrei: Астанский Ю.А. пишет: Андрей,там написано:no description entered,что делать?Чем еще можешь помочь? Дядя Юра, посмотрите левее на странице. Там есть ссылка с надписью "Click here to start download".

Астанский Ю.А.: Андрюша,большое спасибо,скачал.Теперь надо над ней посидеть,поразглядывать.

Юрий: Первые подводные кабели в России были проложены в 1852 г. через Северную Двину и в 1879 г. через Каспийское море между Баку и Красноводском. То есть кабель Баку - Красноводск был проложен за шесть лет до составления Плана Красноводска. Линия между Баку и Красноводском считалась в своё время одной из самых длинных подводных линий в мире. Как ни крути, а Красноводск объективно, в силу природы своего появления на Каспийском берегу, нёс цивилизацию в Туркмению. Боле того, в ряду цивилизационных достижений - самые передовые технические достижения.

eddy: Лазаревская ул. - это ул. Джапаридзе в прошлом ( см. карту )

Юрий: Да, План-карта снимает многие-многие вопросы. И немало порождает. Будем читать её со вниманием, и делать достоянием интересующихся историей наши находки.

stranger: Вот еще один хороший снимок. На карточке есть дата - 1930 год. С хорошим разрешением здесь: http://rapidshare.com/files/167473422/1930_Vid_na_gorod_i_port.jpg.html Удалось разлядеть в центре садика,на площади Скобелева,на одной линии с купулом на доме начальника уезда,какое то строение,возможно остатки церкви. И еще.Такое впечатление, как будто юго -восточная стена форта обрывается в глубокую яму.Может я не прав?

Юрий: У меня такое же впечатление. С церьковью - можно понять. Именно в эти годы началась волна борьбы с религией и потому церковь могла попасть под уничтожение. Снимок как раз фиксирует этот момент. А вот огромная яма на ул. Садовой (благодаря Плану теперь известно название отрезка улицы между К. Маркса и Шаумянкой, долго занимавшее меня) от Форта Столетова в сторону лестницы поперёк Салдовой (от офицерского собрания к садику) - загадка. Даже версий никаких на приходит в голову.

Астанский Ю.А.: Юрий пишет: А вот огромная яма на ул. Садовой (благодаря Плану теперь известно название отрезка улицы между К. Маркса и Шаумянкой, долго занимавшее меня) от Форта Столетова в сторону лестницы поперёк Салдовой (от офицерского собрания к садику) - загадка. Даже версий никаких на приходит в голову. Юрий Леонидович,мне кажется,что перед зданием форта не яма,а какое-то сооружение,возможно военные склады(это была территория военных),а со стороны залива оно засыпано землей в виде холма.Это мне кажется видно и на снимке офицерского собрания с садом,и на фото Скобелевской площади.Вот и кажется двор получившийся между фортом и условно складом,на фото кажется ямой.

Юрий: У меня такое же впечатление. С церковью - можно понять. Именно в эти годы началась волна борьбы с религией и потому церковь могла попасть под уничтожение. Снимок как раз фиксирует этот момент. А вот огромная яма на ул. Садовой (благодаря Плану теперь известно название отрезка улицы между К. Маркса и Шаумянкой, долго занимавшее меня) от Форта Столетова в сторону лестницы поперёк Садовой (от офицерского собрания к садику) - загадка. Даже версий никаких на приходит в голову.

Юрий: При изучении фото с хорошим разрешением, можно понять, что на базарной площади люди стоят с вёдрами то ли в раздаточную колонку (значит за опреснённой водой), то ли к колодцу - тому самому, упоминаемому в документах. И на улицах люди - с вёдрами. Это хорошо видно на Садовой (у дома Офицерского Собрания ). А садик зачах. Он много хуже, чем на дореволюционных фото.

stranger: Юрий пишет: где маленькая деревянная церковь, а за ней гауптвахта. Вот на этом снимке подтверждение слов Щербака. Слева верхушка церкви, а справа гауптвахта(музей) Юрий пишет: на базарной площади люди стоят с вёдрами то ли в раздаточную колонку (значит за опреснённой водой) таким образом население в 25 году составляло 7800 чел.

Юрий: И не только это! Видны пассажирские вагоны. Они действительно белого цвета, как то упоминается во многих источниках. И какие то они маленькие. Не то что вагон Эмира Бухарского Кроме того видно, что именно здесь, около 6-й пристани, или, иначе, около конторы общества "Кавказ и Меркурий", ж.д. в то время и заканчивалась. Значит вокзала ещё не было, и какое то помещение общество выполняло функции и морского, и ж.д. вокзала. Именно сюда прибывал, и не раз, Эмир Бухарский во время своих многочисленных поездок в Россию, на Кавказ и др. места Европы. На пристани видно ещё одно сооружение - нечто вроде арки. Интересно, это что то типа мостового крана или, может, прообраз "ворот в Среднюю Азию"?

Юрий: Отличный документ! Он, кажется, окончательно разрешает вопрос о снабжении водой и населения и военных экспедиций того времени. Если первый опреснитель был построен в 1902 году, то всё снабжение водой пункта Михайловский и экспедиций Красноводского отряда происходило только из источника Бал-Куи, который подпитывал несколько колодцев в Красноводске. Значит, в то время это был очень мощный источник!

Юрий: Но это не совсем так. Видимо, имеется в виду нечто основательное. О самых-самых первых опреснителях упоминает ещё А.В. Щербак: " Центральная часть городка группируется близ пристани, на которой были свалены целые горы шпал, рельсов и верблюжьих седел. Красноводская пристань, имеющая прекрасную бухту и 9 футов глубины у берега, считается лучшею на всем прибрежье Каспийского моря. Близ [2] нее построены два паровых опреснителя, работающее поочередно. Отсутствие пресной воды — самый тяжелый недостаток в Красноводске. Вода из опреснителя отпускается обывателям в определенной пропорции...Шум и свист парового опреснителя, выбрасывавшего густые клубы белого дыма, и бурливый говор толпы, двигавшейся с пристани на берег и обратно, придавал необычайное оживление городку, окруженному мертвой природой обнаженных скал, лишенных всякой растительности. Оживление это вызывалось исключительными обстоятельствами — приготовлением к походу через обширные пески к центру Ахал-тэкинского оазиса — Геок-Тэпе". Это описание относится к 1880 году. А на снимке eDGon - вид 1884 года церкви от Дома начальника уезда - на странице 8, - похоже, и виден слева этот опреснитель - домик с двумя трубами. Поэтому, я думаю, снабжение в тот период водой войск и города происходило как из колодцев Бал-Куи, так и от опреснителей.

Седой: Всем, всем - Здравствуйте!!! Что – то, как-то, страсти поулегли,.. Такая интересная тема, а *поток* фотографий иссяк,…достаточно прискорбно… Мысли вслух, по поводу плана Красноводска, от 1895-го года,.. *Побродил* по карте… пообщался с людьми,. и пришел, для себя, к некоторым выводам,.. Например: Если смотреть на Т–образный перекрёсток Чапаева – Кирова, прямо на нём, отмечено с захватом территории *кварталов*, отмечено кладбище,..? По Шаумяна, 1, судя по плану 1895-го года, располагается Почтово-Телеграфная контора. Хотя, я точно помню, над воротами, перед входам в этот двор, была надпись, - 1907 г. По сноске №14, Почтово-Телеграфная контора, по Шаумяна, а прописью – на месте нынешней гостиницы Красноводск. По ранее представленной фотографии, казначейство находилось, по Шаумяна, а по плану – по Бесшапочного,.. Ну и тому подобное,.. На мой взгляд, перед нами что-то вроде Ген.плана развития и застройки Красноводска на ближайшее будущее(для того времени),.. Ну и как всегда, время, вносит свои коррективы в любые, даже в самые грандиозные планы,.. как следствие, планы, далеко не всегда выполняются в точности,.. Что скажете Вы, Юрий?,..

Юрий: Седой пишет: Что скажете Вы, Юрий?,.. Перед нами, на мой взгляд, конечно, Генеральный план застройки Красноводска. Как всякий подобный документ, он включает уже имеющиеся строения - они выделены более жирными линиями по фронту застройки, особенно хорошо заметными в старой части города, - а также - планируемые, намечаемые сооружения. И в части, касающейся уже имеющихся сооружений, и в части планирующихся сооружений и зданий имеется так много информации, что, как выразился Ю. Астанский, "теперь над картой надо посидеть, поразглядывать". Я сейчас каждый день хоть какое-то время тем и занимаюсь. В карту надо вжиться, и тогда она откроет так много нового, что и в документах столько на отыщешь. И загадки, думаю, приподнесёт. Посмотрите только, как много знаменитых имён, в первую очередь, военноначальников, запечатлено в названиях улиц! И, вдруг, главная улица города, - если ориентироваться на число важных государственных и культурных учреждений, а также торговых заведений, - будущая "Шаумянка", названа улицей Ясюковича! Ясюкович же - инженер, конструктор и расчётчик железнодорожных мостов, переходов и др. напряжённых ж.д. конструкций. И то, что именно его именем, а не именем выдающегося военноначальника (а таких имён в то время хватало) названа главная улица, говорит о том, что Ясюкович был не менее знаменит, чем военные. И в канун подготовки города к приходу железной дороги, администрация отдала дань заслугам этого человека, оценив их в освоении пространств Средней Азии не ниже, чем вклад военных. Вот сколько мыслей породило у меня только одно название улицы! Думаю, что у каждого могут возникнуть похожие ассоциации. Давайте же делиться ими. К 140 летию Красноводска, которое состоится в следующем году, должно получиться что то интересное.

Юрий: Седой пишет: Что – то, как-то, страсти поулегли,.. Да, нет! Они ещё не разгорелись. У меня выдалась поездка в Москву, да и другие дела поднавалились. И хоть по карте я работаю постоянно, но выкладывать кусочки время не хватает. А то, что нет новых фото, то может это пока и к лучшему. Потому как над прежними не до конца поработали. Вообще то, думаю,что stranger может ещё чем то ошеломить.

leka: Совершенно верно. Это так сказать генплан застройки Кр-ка на будущие приблизительно 50 лет. Это же сразу видно, по слишком тщательно спланированным улицам, отсутствием целых кварталов. Ведь "новый город" " ИТК" и пр появились на пустом месте только через 40- 50 лет.

Юрий: leka пишет: Это так сказать генплан застройки Кр-ка на будущие приблизительно 50 лет. Наверное, это так и есть. На Плане-карте 1895 года, мне кажется, и Дума, и Театр и Школа только намечены. На плане нет даже главной церкви - стоят лишь небольшие домики. Церковь же построена, если не изменяет память, в 1905 году по указанию Куропаткина железнодорожными войсками. На многих более поздних снимках, где есть церковь, нет никаких признаков того, что намечено на Плане. (На месте будущей Думы стоит одноэтажный дом, сохранившийся до наших времён, чего-то напоминающего театр, нет и следа). Намеченные на Плане города такие объекты, как Театр, говорят о том, что проектировщики, возможно, руководствуясь указаниями вышестоящего начальства, заложили объекты, как сейчас сказали бы, социо-культурного назначения. Это могло быть сделано исходя из видения будущего города, его перспектив, как одного из главных культурных центров Туркмении. Во всяком случае, как города, несущего российские культурные традиции - раз есть город, хоть и уездный, значит должен быть и театр! Аналогичным мне кажется и размещение на площади потовой конторы. Обратите внимание на два момента: на кабель, идущий из Баку и номер 14, сохранившийся на оборванном перечне объектов (слева в верхнем углу). Номер 14 - это дом на углу Ясюковича (Шаумяна) и Куропаткина (Набережной) - обозначает почтово-телеграфную контору (на углу квадратик и фасад обозначен жирной линией, что, видимо, означает наличие строений). А кабель, - видимо Баку - Красноводск - Ашхабад, - заходит как раз в это здание. Но он совершенно не "заглядывает" в то, что намечено на Плане на Соборной площади. План есть план, и не всё оказалось реализованным в дальнейшем. Возможно, этому помешала начавшаяся первая Мировая война, а затем революция, Гражданская война, и т. д. Я полагаю, следует считать, что наличные объекты на Плане очерчены более жирными линиями, чем намечаемые. В этом случае появляется чёткое различение того, что к 1895 году было в городе, а что только планировалось построить. Исходя из этого, можно предполагать, что какие то строительные работы на месте будущего вокзала уже начались (обозначены фронтон и боковая сторона). Что вполне естественно (ведь через год сюда должна придти железная дорога). Хотя я не думаю, что это именно тот вокзал, к которому мы привыкли. Хочу указать ещё на две интересные точки. Первая - Дом начальника уезда. Как мы знаем из описания Щербак, это было двухэтажное здание. А имеющееся его фото показывают, что здание стояло на самом берегу (что удивительно). А чуть выше, между Земским переулком и началом Интендантской (Чапаева) улицы (наискосок от угла будущего кинотеатра "Космос"), стояло великолепное двухэтажное здание Штаба, весьма протяжённого по фасаду. Оно, похоже, перекрывало начало Интендантской улицы. Оба эти здания, построенные до 1895 года, отсутствуют(!) на Плане. На месте прежнего Дома начальника уезда - палисадник и вплотную к нему намечена железнодорожная ветка, а сам дом - отодвинут дальше, и он стал, и это видно на более поздних фото, одноэтажным. А на месте великолепного двухэтажного белокаменного штаба - обозначено небольшое строение, которое тоже дожило до наших дней (я там американские шорты с лямочками получал в войну по "ленд-лизу"). Моё предположение: двухэтажные строения были разрушены землетрясением этого, - 1895 года. Оно, как известно, полностью разрушило и смыло (цунами!) порт Узун-Ада. И меня всё время удивляло то, что Красноводск не имеет даже следов воздействия этого разрушительного землетрясения. Предполагаю, что исчезновение этих двух первых двухэтажных зданий, - последствия землетрясения. В этом случае, можно считать, что План составлялся после землетрясения и с учётом его последствий.

stranger: Встреча участников таймунного перехода. Скорее всего это привокзальная площадь- виден кусок полосатой стены в правом нижнем углу снимка. Кроме того, виден и привокзальный садик. хорошее разрешение здесь: http://rapidshare.com/files/170406572/Vstrecha_uchastnikov_taimunnogo_perehoga.jpg.html



полная версия страницы